У ВАС ЖИВЕТ ХОМЯЧОК

В. ТРЕТЬЯКОВ, биолог

Наука и жизнь // Иллюстрации
Непременный атрибут жилища хомячка - беговое колесо.

Дорогая редакция!
Выписываю ваш журнал первый год. Нахожу в нем много интересного. Особенно люблю странички про животных. Несколько лет назад мне подарили двухмесячного золотистого хомячка. Но, не прожив и года, он умер, видимо, от какой-то болезни. Может быть, я плохо за ним ухаживала? Расскажите, пожалуйста, как правильно содержать этих симпатичных зверьков, так как в скором времени я все же думаю завести парочку хомячков.

Т. Полякова (г. Волгоград).

ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ

Из всех видов хомячков в домашних живых уголках распространение получили лишь два: джунгарский, или карликовый, и сирийский.

Джунгарский хомячок - шустрый очаровательный малыш с серым верхом и светлым, почти белым, брюшком. Вдоль спинки - тонкий черный «ремешок». Ступни лапок сплошь покрыты густым и коротким белым мехом, за что этих хомячков называют еще мохноногими. Взрослый «джунгарик» величиной с крупную мышь, но потолще и имеет более округлые очертания. Вес зверька 20, иногда 30-40 граммов. Сирийский хомячок крупнее. Он приблизительно вдвое мельче взрослой крысы, весит 130-180 граммов. Еще его называют золотистым: дикие особи и многие домашние экземпляры сверху окрашены в рыжий цвет. В клетках были выведены разнообразные цветовые вариации: черные, палевые, бурые, пестрые... Забавные длинношерстные хомячки не являются отдельным видом - это всего лишь мутация домашнего сирийского хомячка. Подобные «лохматые» мутанты встречаются у кроликов, кошек, коз. Так уж повелось, что всех их называют «ангорскими». Ангорские хомячки имеют ту же гамму окрасок шерсти, что и гладкошерстные.

Очень часто хомячков покупают в подарок детям. Пушистое миловидное существо с толстеньким тельцем, маленькими лапками и коротким хвостиком выглядит, как живая мягкая игрушка. Но приобретать хомячка ради забавы, смутно представляя себе его особенности и потребности, - эгоистично. Обеспечьте зверьку благополучное существование, тогда жизнь в вашем доме не станет для него тягостной неволей.

ДОМ ДЛЯ ХОМКИ

Домом для хомячка может быть клетка или аквариум. В литературе часто приводятся размеры просторных клеток, длина которых (80-90 сантиметров) не очень удобна в условиях малогабаритной городской квартиры. На самом деле золотистый хомячок или пара джунгариков вполне комфортабельно будут жить в клетке длиной 30-45 и шириной 25 сантиметров. В контейнерах из оргстекла с решетчатой пластмассовой крышкой, которые продаются в зоомагазинах, хомячков можно содержать только временно.

Хомячки склонны к ожирению, поэтому в клетке обязательно помещают металлическое беговое колесо. Очень хороши специальные клетки для грызунов: с горизонтальным расположением прутиков решетки (золотистые хомячки, в отличие от джунгарских, любят лазать по ним), с двумя этажами и лесенкой. Пластмассовые лесенки, домики, беговые колеса и кольца для физических упражнений - бессмысленные приобретения: очень скоро хомячки погрызут весь этот «мягкий» инвентарь.

Жилье для зверька должно хорошо вентилироваться. В качестве норки достаточен небольшой глиняный горшок, перевернутый на бок. На дно клетки насыпают слой мелкой древесной стружки или крупных опилок. У джунгариков подстилку меняют раз в неделю. У сирийского хомячка опилки в углу, который избран зверьком в качестве туалета, убирают не менее двух раз в неделю, а всю подстилку в клетке меняют по мере ее загрязнения. Вообще сигналом к уборке должно служить появление запаха.

Корм надо давать в тяжелых мисочках (глиняных, керамических, стеклянных), легкие кормушки хомячок опрокидывает в часы бодрствования.

В клетку нельзя класть вату и шерстяные нитки, в которых может запутаться лапка зверька, а также солому - она может поцарапать внутренности защечных мешков.

В природе золотистые хомячки ведут одиночный образ жизни, яростно защищая свою территорию и норку от собратьев. Не дерутся только молодые, но начиная с 5_6-недельного возраста у них быстро портится характер. В неволе взрослых «сирийцев» содержат по одному, периодически спаривая самца и самочку, если планируется разведение. Причем самку нужно пускать на территорию самца, поскольку на чужой жилплощади она не так агрессивна, как на своей. И, конечно же, в эти моменты следует препятство вать нападениям самки на самца и дракам.

Джунгарские хомячки на воле живут семейными группами, а значит, их можно содержать в одной клетке по нескольку особей. В идеальном варианте джунгариков держат парой, отсаживая подросших детенышей
в отдельные клетки. Надо помнить, что промежутки между прутьями клетки должны быть достаточно узкими, иначе малыши вскоре убегут. В отличие от сирийского хомячка, который, раз привыкнув к хозяину, остается ручным и покладистым на всю жизнь, джунгарика нужно каждый день брать в руки и кормить из рук, иначе зверек вновь станет диковатым и нервным.

КОРМЛЕНИЕ

При подборе кормов следует учитывать особенности питания хомячков в природе. В основном они поедают богатые углеводами и клетчаткой и бедные жирами растительные корма, при случае охотно ловят насекомых и других мелких животных. Основа рациона комнатного хомячка - зерновые смеси. Жизненно необходимым «строительным материалом» для тела является белок. Овощи и фрукты - одновременно источники витаминов и питье.

Нельзя кормить хомячков шоколадом, конфетами, липкими сладостями (они застревают в защечных мешках грызунов), а также пищей, содержащей соль, пряности, жиры, в частности, макаронами, подсоленными орешками, жареным картофелем. Все это для них вредно, хотя и с удовольствием поедается.

Рекомендовать некий «идеальный» рацион в граммах нет смысла, поскольку потребность зверька в еде зависит от возраста, размера, индивидуальных свойств организма и от температуры окружающей среды. Дневную норму лучше всего выводить так. Дается столько зернового и сочного корма, чтобы к утру следующего дня чуть-чуть оставалось. При этом нужно проверять, не создает ли зверек запасов и не отказывается ли от какого-либо ингредиента корма. Вскоре вам станет ясно, сколько пищи требуется зверьку на самом деле.

Как и у многих животных, у хомячков есть свои индивидуальные пристрастия. Корма, которые продаются в зоомагазинах, не всегда их удовлетворяют. Джунгарики, к примеру, игнорируют крупные зерна. Гораздо лучше (и дешевле) самому составлять рацион для питомца.

Основное питание хомячков - семена растений, не содержащих слишком много жиров (просо, овес, пшеница, кукуруза). Подходит и зерносмесь для волнистых попугайчиков. Хомячки очень любят семена подсолнечника, конопли и различные орехи, что не очень хорошо для их «фигуры» и кишечника, сориентированного на бедный жирами корм. Поэтому такой пищи в рационе должно быть мало.

Часть зернового корма можно заменить хорошо подсушенным, незаплесневелым белым хлебом или хлебом с отрубями. Некоторые зверьки с удовольствием едят овсяные хлопья. Другие предпочитают продающиеся в зоомагазинах разнообразные прессованные корма, гранулы и твердые «колбаски»: они питательны, обеспечивают необходимой работой зубы и к тому же служат развлечением для хомячков.

Важная добавка к зерновой смеси - фрукты (яблоки, твердые сорта груш), овощи (морковь, красная свекла, огурцы, кукуруза в стадии молочной спелости, цуккини) и зелень (листья цветной капусты, одуванчика, клевера). Нельзя угощать зверька фруктами, содержащими много кислот, в частности цитрусовыми и киви. Лук, чеснок и белокочанная капуста вызывают вздутие живота. Впрочем, в рационе зверька, которому исполнилось 12 недель, немного капусты не помешает. Не рекомендуется давать мороженые и вареные овощи.

Джунгарские хомячки охотно поедают качественное (зеленое и свежее) сено.

Галеты для собак и кусочки губчатых костей - хорошая белковая пища, дающая к тому же возможность поточить хомячкам зубы. Беременным и кормящим самкам можно предлагать немного постного говяжьего фарша и сваренного вкрутую куриного яйца. Мучной червь и сверчки, используемые как корм для террариумных животных, для грызунов одновременно и лакомство, и отличный источник белка.

Нужно следить, чтобы и насекомые, и скоропортящи еся продукты, и кусочки овощей ни в клетке хомячка, ни в его кладовой не оставались дольше суток несъеденными. Отведав испорченную пищу, зверек может заболеть.

Для стачивания зубов и просто в качестве корма хомячкам регулярно дают свежие веточки липы, березы, ивы, осины и фруктовых деревьев. Корм этот должен быть чистым, а собирать его надо вдали от автомобиль ных дорог.

При разнообразном питании какие-либо витаминные препараты в рационе излишни. Если ощущается нехватка витаминов, хомячкам предлагают листья одуванчика и проращённые зерна овса, пшеницы. Совершенно недопустимо давать зверькам сильно концентрированные комплексные витамины, предназначенные людям.

В природных условиях, в пустынях и степях Азии, у хомячков редко появляется возможность пить воду, животные приспособились удовлетворять эту потребность за счет зелени и насекомых. В клетке воду тоже могут заменить сочные корма. При их достатке даже беременные и кормящие самки спокойно выкармливают детенышей без воды. Потребность хомячков в питьевой воде определить трудно. Лишь в жаркое время года им нужны специальные подвесные поилки-капельницы. Худший вариант - мисочка с водой: хомячок легко опрокинет ее или зароет, и тогда подстилка в клетке промокнет.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Если ваш любимец внезапно стал апатичным, сидит нахохлившись, отказывается от корма и худеет - это первые признаки заболевания. За таким зверьком необходимо тщательно наблюдать.

Сквозняк, влажность в клетке и внезапные перепады температуры могут стать причинами простуды. Хомячок хрипло дышит и часто чихает, у него слизистые выделения из носа и воспалены глаза. Зверька на сухой подстилке помещают в теплое место с температурой 23_25oc. Если через сутки ему не станет лучше, понадобятся услуги опытного ветеринарного врача.

Выделения из глаз и вздутие щеки (при этом зверек не ест), как правило, свидетельствуют о том, что у хомячка засорился защечный мешок.

Признаки расстройства пищеварения - бесформенный и размазанный помет, а также грязная и влажная шерсть у основания хвоста. Понос в большинстве случаев возникает тогда, когда из-за плохих условий содержания у зверька ослабляется иммунитет и одновременно происходит заражение вирусами, бактериями или простейшими. Легче всего вылечить хомячка, который просто съел что-то неподходящее. Из рациона сразу же исключают зелень и сочные корма. Дают лишь овес и сухой хлеб, а в поилку наливают слабый чай без сахара или настой ромашки. Если в течение последующих двух дней не наступит улучшение, то скорее всего - это тяжелая инфекция.

Бывает, хомячок по недосмотру падает на пол и получает сильный ушиб. Зверек, обмякнув, лежит неподвижно, как мертвый. У него шок. Клетку ставят в теплое тихое место. Если хомячок не поранился, он вскоре начнет бегать как ни в чем не бывало. А вот неестественные движения укажут на какие-то внутренние повреждения либо на переломы. В таком случае зверька следует показать ветеринару. Важны хороший уход и богатый витаминами корм.

Небольшие ранки подравшиеся хомячки легко заживляют сами, зализывая их. Лечение раны человеком, напротив, редко приносит хомячку быстрое выздоровление.

В случаях появления опухолей и нарывов, неправильного чрезмерного роста зубов, мешающих нормальному питанию, очень важно вовремя обратиться за помощью в ветеринарную лечебницу.

Живут хомячки, в зависимости от вида и наследственности, два-три года, реже - до трех с половиной лет.

Другие статьи из рубрики «О братьях наших меньших. Зооуголок на дому»