ЛЕСНАЯ СКУЛЬПТУРА

Кандидат технических наук А. ОСАДЧИЙ

"Пророк".
"Петух голенастый" сотворен природой и человеком.
"Баран".
"Индийский мотив" - законченная природная находка. Это закрученный ствол южного растения -скумпии.
"Русалка"из витого ствола можжевельника родом с Кольского полуострова.
Стебель и розетка "Цветка" - закрученный ствол можжевельника. Листья специально подобраны. Серебристый цвет образуется сам собой, когда древесина много лет пролежит под дождем и солнцем.

В московском городском клубе «Природа и творчество» есть секция «Лесная скульптура». Тематику ее работ, их образ подсказывает природа. Лесная скульптура уникальна и неповторима, потому что в основе ее - причудливая пластика дерева, разнообразные природные формы. Задача автора - наилучшим образом «раскрыть» их, а в декоративно-прикладных изделиях, например вазах, - показать и всю красоту внутреннего рисунка дерева - его текстуру. Здесь природа и художественный почерк мастера творят чудеса. Как правило, лесные скульптуры сравнительно небольшого размера - может, потому, что их делают по вечерам на кухне. Это так называемая пластика малых форм. Люди, создающие подобные работы, мне встречались и в дальней геологической экспедиции, и в выставочном зале. Всех их объединяет отменное знание природы.

Как же эти работы возникают? Условно их создание можно разделить на несколько этапов: поиск заготовки на местности, рождение мысленного образа будущей скульптуры на базе заготовки, собственно изготовление - придание необходимой формы и, наконец, отделка.

Поиск. Едва ли следует ожидать, что природа вам сразу сделает подарок. Важно знать, где, что и как искать. Здесь есть аналогия со сбором грибов, с одной лишь разницей: грибник представляет, как выглядит то, что он ищет.

Заготовками для будущих работ служат причудливо искривленные стволы дерева или ветви кустарника, наросты на них. Они чаще встречаются в местах с экстремальными для жизни условиями. Это лесотундра, склоны гор, края болот, территория, продуваемая сильными ветрами. Попадаются и отдельные «больные» деревья. Могут быть и целые склады заготовок: места раскорчевки пней, лесные завалы, пляж, берег моря, озера, куда вода выбрасывает все плавающие предметы. В городе заготовки можно найти после выпилки больных или мертвых деревьев либо после урагана.

Отдельные виды деревьев или кустарников имеют витые, весьма декоративные стволы с красивой древесиной. Например, мечта многих из нас - попасть на раскорчевку старого виноградника. Я люблю витой узловатый можжевельник - не только за его форму, но и за прекрасный запах. Можжевельник кустарниковой или древовидной формы растет в России от Черного моря на юге до Кольского полуострова на севере. Его стволы так же, как стволы лиственницы и просмоленные части сосны, ели, не лежащие на сырой земле, хорошо сохраняются после отмирания десятки лет и как будто ждут, когда их найдут.

Интересны и наросты на деревьях, считающиеся пороком древесины. Одни состоят из свилеватых, скрученных волокон и называются сувелем, или свилью, другие образованы скоплениями спящих почек и называются капом. Последние попадаются значительно реже. Лесоводы подсчитали, что один нарост приходится в среднем на 3-4 тысячи деревьев.

При поиске заготовок обращаешь внимание на вещи, созвучные собственному видению и настроению. Ассоциативное мышление как бы высвечивает будущую скульптуру в кривом узловатом стволе, среди переплетения веток, в лежащей искривленной щепке или наросте. Сколько же людей прошло мимо, не обратив на них внимания! Но на поиск надо настроиться. Я всегда внимательно осматриваю опушки леса. Одна, под Серпуховом, заинтересовала меня тем, что под многими елками стояли высохшие, иногда полуобломанные кусты можжевельника. Он светолюбив, и под его кустами, где обычно мало травы, селится елочка. Через 10 лет она становится выше куста, а еще через 10-15 лет можжевельник умирает и долго-долго стоит с почти сгнившими корнями. Я потом трижды ездил на эту опушку, пока не выкорчевал почти все сухие кусты. Наиболее интересная их часть - прикорневой узел.

Другой случай произошел в одном из самых популярных для прогулок мест - на станции Раздоры, где в лесу десятки волейбольных площадок, а зимой на горке у ручья роится детвора. Настоящий «проходной двор». Именно здесь, под линией электропередачи, торчал из песка сосновый полусгнивший пенек с просмоленными корнями. Поковырявшись с час (дело было в конце ноября), выкорчевал пенек, очистил его от песка и полузамерзшей земли, топориком отсек скучную ровную часть (топорик и маленькая пилка всегда с собой в рюкзаке). Привез домой. Через день заметил, что летает какая-то мошкара, ползают жучки, появилась даже божья коровка. Подозрение пало на пенек. Оказалось, что все эти насекомые выбрали для зимовки щели и дырки в пеньке. А работа «Пророк» получилась интересная - очень своеобразна была форма просмоленных корней и красива оранжево-коричневая окраска.

Итак, первый этап закончен - заготовка доставлена в дом. Начинается следующий - мысленное вписывание образа в заготовку. Он может занять несколько дней, а иногда и месяцев. Внимательно рассматриваешь находку, поворачивая ее так и сяк, и бывает, что видишь в ней не тот образ, ради которого ее срезал. Иногда форма такая сложная, что не знаешь даже, как ее обрабатывать. Тогда заготовку надо поставить, чтобы она всегда была перед глазами, и периодически поворачивать. Рано или поздно ассоциативное воображение подскажет решение.

Находки, в которых природа создала законченный образ, где, как говорится, «ни убавить, ни прибавить», встречаются крайне редко. Чаще они становятся завершенной частью будущего образа. Если вы умеете рисовать, сделайте эскиз будущей работы или смоделируйте ее путем наклеивания на заготовку кусочков изогнутой бумаги, имитирующих дополнения. Второй этап завершен.

Теперь за дело. Естественно, под рукой должен быть необходимый инструмент. Всегда пригодятся и различные кусочки дерева той же породы, что и находка, - для наращивания всего, что забыла природа или придумала ваша фантазия. Первую свою работу я делал, имея нож и кусочек наждачной бумаги. Но этого мало. Нужны еще полукруглые стамески, напильники, пилка с мелкими зубьями. Как говорят, «лиха беда - начало», потом появятся и дрель с набором фрез, и, может быть, даже самодельный инструмент. Однако основное не инструмент, а чувство формы будущей скульптуры, умение сделать ее обобщенной
или стилизованной. Здесь потребуются не только навыки, но и «верный глаз», твердая рука и даже немного нахальства.

Придание заготовке окончательной формы - работа длительная и трудоемкая. Приходится не просто убирать лишнее и надставлять недостающее, но и заделывать дефекты, пропитывать и укреплять рыхлую древесину. Особое внимание нужно уделить подставке для скульптуры. Важно, чтобы она не была случайной, а хорошо вписывалась в общий стиль.

Отделка - тоже достаточно трудоемкий процесс. Дерево, особенно на поперечных сечениях, - пористый материал, и ему необходимо защитное покрытие, чтобы никакая грязь или пыль в него не проникали. Перед покрытием работу, возможно, придется тонировать - изменить цвет окраски поверхности древесины. В качестве покрытий применяются нитролаки и восковые мастики.

Немного о скульптурах, представленных на фотографиях. Наиболее интересная находка «Ночной хищник». Сейчас уже трудно понять, как росло это дерево, где был корень (а ведь он был там, где естественный витой хвост птицы). Находка с Кольского полуострова. Окраска натуральная.

А вот «Петух голенастый». История его такова. Как-то собирал землянику вблизи Оки. На склоне росли хилые, полуживые кусты можжевельника. Ягод было мало, и все внимание пришлось переключить на кусты. Несколько засохших удалось вытащить. Так как они были достаточно старые, корни в основном сгнили. Один из кустов удивил меня своим корявым корневым узлом и формой двух веток, росших из него. Отрезал их длинные части, поставил находку на ветки и сразу увидел голенастую шагающую птицу. Грудь пригладил, гребень прирастил, нашел в своих закромах пышный хвост и незаметно вклеил. Осталось сделать подставку. Решил, что она должна быть условной - в виде пальцев ног. Потом долго ходил по лесу с выкройкой и примерял ее к сучкам.

Умельцы, создающие подобные произведения, как-то находят друг друга. Многих из них в Москве сплотил клуб «Природа и творчество», которому в этом году исполнилось 40 лет. Началось все с объединения группы флористов - мастеров, создающих картины из засушенных растений. Сейчас в клубе более 600 человек. Работают шесть секций: «Декоративное панно», «Флористика», «Лесная скульптура», «Аранжировка цветов», «Инкрустация по дереву», «Художественное лозоплетение», занятия в которых проходят с сентября по май. Представлено также детское творчество. Ежегодно клуб проводит несколько выставок. В этом году они были организованы в московских выставочных залах «Тушино», «Малый Манеж». Очередная выставка проходит с 17 октября по 3 декабря в Государственном Дарвинов-ском музее (Москва, ул. Вавилова, 57).

Работы наших мастеров экспонировались и за рубежом: в США, Канаде, Индии, Японии, во Франции. На международной выставке «ЭКСПО-90» в Осаке члены клуба были отмечены дипломами и получили много наград: 3 высших приза, 8 золотых, 14 серебряных и 9 бронзовых медалей. На выставках в павильонах ВВЦ мы завоевали более 400 медалей. Многие работы клуба приобрели российские музеи.

Давать вторую жизнь отжившим растениям, превращая их в произведения искусства, - увлекательное занятие. Оно по душе людям самых разных профессий и разного возраста. Приходите, ждем вас на выставках и в клубе. Адрес клуба: 121069, Москва, Новинский бульвар, дом 22.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»

Детальное описание иллюстрации

"Русалка"из витого ствола можжевельника родом с Кольского полуострова.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее