Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«СТО ТЫСЯЧ «ПОЧЕМУ»

Н. АНАШИНА.

По профессии я инженер-электроник, по натуре — “журнало- и книгочей”, в общем, книголюб. В 80-х годах я заскучала на должности начальника группы автоматизированных систем управления технологическим процессом (коротко АСУТП) на Муромском приборостроительном заводе во Владимирской области. Когда технологический процесс отлажен, становится скучно. Чтобы “не дать уму засохнуть”, я с удовольствием окунулась в интеллектуальные “игры” клуба знатоков Дворца культуры. А в 1988 году согласилась на предложение заниматься со школьниками “хоть чем-нибудь”. И, конечно, я их “занимала” интеллектуальными, развивающими играми.

Моя ответственность перед теми, “кого приручила”, повышалась. Тем более, что были заметные результаты: трижды муромские школьники становились чемпионами юношеских телевизионных турниров по брейн-рингу. В 1996 году мы оформили свое “юридическое лицо”: муромскую общественную молодежную организацию “Эрудит”. Проводили соревнования и юношеские фестивали “На муромской дорожке” в школах, в городе и по району, устраивали международные лагерные смены “Государство: Что? Где? Когда?”. Приезжали к нам ребята не только со всей России, но и из стран СНГ: от Новосибирска до Минска и от Санкт-Петербурга до Ашхабада. За “расширенную географию” меня наградили медалью ордена “За заслуги перед Отечеством”. Хобби стало основной работой, когда я пришла в Школу сильного мышления для одаренных детей Зеленоградского психолого-медико-социального центра, где удалось провести новый фестиваль для умников и умниц “Зеленый шум”.

За десятилетие занятий со школьниками, плавно перерастающими в студентов, отработана методика, создан банк вопросов, которых требуется огромное количество, поскольку использовать их можно только один раз. Откуда берутся вопросы? Для меня — отовсюду: из книг, прессы, теле- и радиопередач, историй, рассказанных моими родителями и друзьями, случаев из жизни, реклам и даже инструкций по эксплуатации. Но чаще всего, конечно, из хороших журналов. “Наука и жизнь” была и будет таким кладезем для тренеров клубов интеллектуальных игр.

Предлагаю подборку вопросов, составленных по материалам публикаций журнала “Наука и жизнь” и его приложений. Помните, что в преамбуле вопроса обычно даются сведения не очень известные, ответом же является широко известный факт. В самом вопросе часто бывают подсказки: место, время, фамилии, названия. Помогают сравнения или способность представить себя в описанной ситуации. Но, конечно же, в первую очередь нужно обладать кое-какой эрудицией.

1. Каждый ребенок знает, что антиподы — это люди, “которые ходят вверх ногами с другой стороны круглой Земли”. А как называется место работы антиподистов?

2. Какой рекорд был установлен на оригинальных соревнованиях знаменитой участницей из Калавераса, Марк Твен в своем рассказе не сообщил. А вот в 1986 году достигнутый рекорд был официально зафиксирован — прыжок на 6,5 м. Кто участвовал в соревнованиях?

3. Искренность ЭТОГО, как установил Карстен Нимиц, можно установить, определив, одновременно ли с раскрыванием глаз происходит поднимание уголков рта и какова скорость движения. О чем идет речь?

4. Хорошему охотнику и несъедобный гриб подмога. Зачем во время охоты североамериканские индейцы давили зрелые грибы-дождевики, которые еще называют “чертов табак”?

5. Долго спорили специалисты, пропагандируют ли насилие среди молодежи песни американских рок-групп. Наконец, медики пришли к выводу, что эти песни вряд ли могут пропагандировать вообще что-либо и причиной тому сами ансамбли. Почему решили?

6. Корове флоридского фермера мистера Боумена сам бог велел дать кличку Мисс Америка. И не потому, что у нее рекордная удойность, выдающаяся сметливость и даже исключительная красота среди себе подобных. Так почему же она получила такую кличку, если это все же имеет отношение к коровьей внешности?

7. Как звали американского режиссера, которому в 1936 году при награждении вручили не только одну обычную статуэтку Оскара, но еще семь маленьких?

8. Американцы гордятся своими выдающимися земляками, которых набирается за недолгую историю США не так уж много. Однако мало кто помнит современника Эдисона — изобретателя Гренвилли Вудса, хотя на его счету 150 запатентованных изобретений. Такое пренебрежение объясняется не тем, что забыты его роликовые электроконтакты для троллейбусов и трамваев или радиосвязь между идущими поездами. Скорее всего, виноват менталитет американцев XIX века. Какая общая черта, присущая среднему американцу, тому виной?

9. Пьер де Сузи уверяет, что найденные им старые дырявые доспехи конца XIV — начала XVI века принадлежат именно Жанне д'Арк. Во-первых, они созданы явно для женщины ростом всего 150 см, а во-вторых... Второй весомый аргумент парижского антиквара назовете вы.

10. Англичанка Анна и норвежец Улаф — участники Олимпийских игр по конному и парусному спорту; испанец Хуан Карлос виртуозно управляет многими видами наземного, воздушного и морс-к-ого транспорта; датчанин Фридерик дирижировал симфоническим оркестром; швед Густав Адольф ездил в археологические экспедиции. “Ничего особенного”, — скажете вы. Конечно, за исключением того, что всех их объединяет. Что же общего у этих людей?

11. Служащие одной организации в Амстердаме установили, что только за день ОН получил следующие подарки: 1706 пакетиков арахиса, 198 сэндвичей, 516 леденцов, 811 кусочков пирога, 2 мороженых, 17 яблок, 189 апельсинов, 2 ветки с листьями, 1 перчатку и 1 пояс. Так кому все это принесли?

(Ответы см. в следующем номере)


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Эрудицию -- на проверку»