Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ИЗ РЕЗЕРВА ЭКЗАМЕНАТОРА

Журнал регулярно публикует вопросы, которые нередко задают на экзаменах, чтобы выяснить - понимает ли абитуриент суть физических явлений или же он просто вызубрил учебник и прорешал задачи "по теме" (см. "Наука и жизнь" № , 1998 г., № , 1999 г., № , 2000 г.). Предлагаем очередную серию аналогичных вопросов для самопроверки. Как и раньше, они требуют чисто качественных ответов, но допускают и количественное решение.

1. Вода кипит при 100оC. Пар, который образуется при кипении, имеет такую же температуру. Однако ожог паром гораздо серьезнее, чем ожог кипятком. Чем это можно объяснить?

2. Когда в сеть включается мощный утюг, нагреватель или чайник, лампы освещения заметно тускнеют, особенно в первое мгновение. Но все потребители включены в сеть параллельно, и, следовательно, напряжение на них одно и то же. Чем тогда вызвано это явление?

3. Прослушивая магнитофонные записи музыки, порой можно заметить странное явление. В паузах между записями очень тихо, но отчетливо бывают слышны первые такты следующего произведения. Чем это может быть вызвано?

4. Многие люди, которые днем прекрасно видят, в сумерках вынуждены пользоваться очками. Существует даже выражение "вечерняя близорукость". Почему она возникает?

5. Странное дело: капля воды, упавшая на слабо нагретую сковородку, испаряется почти мгновенно. А на раскаленной она сворачивается в шарик и долго бегает по металлу, не меняясь в размерах. Но чем выше температура, тем интенсивнее должно идти испарение! В чем же тут дело?

6. При распаде радиоактивных веществ возникают гамма-лучи и появляются нейтроны высокой энергии. Гамма-лучи быстро поглощаются свинцом, что в общем-то понятно: чем плотнее вещество, тем сильнее оно задерживает электромагнитное излучение. А нейтроны ведут себя на первый взгляд странно: они легко пронизывают толщу свинца и быстро "вязнут" в толще воды или парафина. Как это можно объяснить "на пальцах", без сложных расчетов?

7. Печи, камины и топки обязательно снабжаются трубами. Зачем они нужны - только ли для того, чтобы выбрасывать в атмосферу продукты сгорания? И какая труба при прочих равных условиях лучше - кирпичная или стальная?

8. Часто можно видеть, как в городе сквозь асфальт, приподнимая целые его куски, пробивается трава или растут грибы. Как может слабое растение взломать прочный материал?

9. Первые "путеуказатели" - прообразы современного компаса - были сделаны из магнитного железняка, природного магнита. Сегодня намагнитить стрелку компаса несложно при помощи электрического тока. А как это делали сотни лет назад, когда электричества еще не знали?

10. На экзамене была дана задача:

"Путешественник половину расстояния между городами проехал на машине со скоростью 45 км/ч, а половину прошел пешком со скоростью 5 км/ч. С какой средней скоростью он двигался?"

Абитуриент рассуждал так: поскольку расстояния одинаковы, искомая скорость должна быть средним арифметическим скоростей движения путешественника: Vср = (45 + 5)/2 = 25 км/ч. Верен ли этот ответ?

Другие статьи из рубрики «Абитуриенту -- на заметку»