Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ХОТИТЕ СТАТЬ БИОЛОГОМ?

Всероссийская заочная многопредметная школа - Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М. В. Ломоносова объявляет очередной 28-й набор на Биологическое отделение. Зачисление проводится по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, которые в этом учебном году занимаются в восьмом или девятом классе, независимо от места проживания. Обучение ведется на русском языке. В конкурсе могут участвовать также кружки, им нужно выслать коллективно выполненную работу и заверенный печатью список членов кружка с указанием фамилии, имени, отчества руководите ля и названия организации, при которой работает кружок. ВЗМШ высылает своим учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для восьмиклассников длится три года, для девятиклассников - два года.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВЗМШ


1. Известно, что разные годы сильно отличаются по урожаю грибов. От чего зависит, будет ли год грибным? Не ограничивайтесь одной идеей; перечислите все существенные причины, объяснив их связь с урожайностью.

2. Зачем стрекочут кузнечики? Или, быть может, слово "зачем" в данном случае неприменимо и следует спрашивать, отчего они стрекочут? Предложите несколько гипотез о причинах этого явления. Опишите опыты, которые позволят подтвердить либо опровергнуть выдвинутые вами гипотезы.

3. Какие особенности строения, физиологии и поведения помогают разным животным уменьшить угрозу поедания их хищниками?

В ответе не нужно описывать однотипные особенности разных видов. Выделите принципиально разные группы приспособлений, защищающих животных от хищника. Для каждой из этих групп приведите по одному-два примера.

4. Перед вами перечень растений: виноград, заразиха, кедр, ламинария, лещина, маршанция, можжевельник, орлик, рогоз, росянка, сфагнум, тутовник, хара, хлопчатник, хлорелла, чеснок. Предложите как можно больше критериев, по которым их можно разделить на две группы. Для каждого критерия укажите, какие растения в какую группу попадут.

5. Приведите как можно больше примеров, показывающих, что на основании данных о численном соотношении представителей разных систематических групп в экосистеме можно делать выводы о ее благополучии. Для каждого примера поясните, как связаны наблюдаемый рост либо падение численности определенных организмов и то или иное негативное воздействие на экосистему.

6. Вам поручили проверить, действительно ли лосось руководствуется запахами, возвращаясь для нереста в водоем, где он родился, или же он использует какой-либо другой способ навигации. Опишите план ваших исследований.

7. Довольно часто в организме больного человека для восстановления нормальной работы пораженного органа включаются компенсаторные процессы, связанные с повышенной нагрузкой на другие органы. Однако через какое-то время болезнь все же развивается, хотя с другими проявлениями (симптомами). Объясните, почему это происходит, рассмотрев конкретные примеры различных заболеваний.

8. Клетки крови человека крайне разнообразны. Гистологи разделяют их на десятки групп. Какими методами можно выяснить родственные отношения между этими группами (то есть доказать превращение одних клеток в другие в ходе их индивидуального развития)?

Учащимся восьмых классов необходимо решить задачи 1-5, девятиклассникам - 3-8. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.

Работу следует выполнить в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).

Работа должна быть отправлена не позднее 15 апреля 2001 года (по почтовому штемпелю). Наш адрес: 117234, Москва, Воробьевы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ Биология, конкурс.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Абитуриенту -- на заметку»