Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ХОТИТЕ СТАТЬ БИОЛОГОМ?

Всероссийская заочная многопредметная школа - Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М. В. Ломоносова объявляет очередной, 30-й, набор на Биологическое отделение. Зачисление проводится на конкурсной основе по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, которые в этом учебном году занимаются в VIII или IX классе, независимо от места проживания. ВЗМШ высылает учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для восьмиклассников длится три года, для девятиклассников - два года.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОЛ ВЗМШ

Колония вольвокса под микроскопом.
Эритроциты называли красными кровяными шариками, пока не разглядели, что они вовсе не похожи на шарики.

1. Опишите как можно больше особенностей строения, образа жизни и поведения, связанных с заботой о потомстве у разных птиц.

2. Далеко не все тропические и субтропические растения могут стать комнатными (то есть успешно выращиваться в домашних условиях в удаленных от экватора широтах). С какими причинами может быть связана сложность или невозможность "приручения" таких растений?

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

3. Представьте себе, что рядом с вашим домом (или дачей) есть старый пруд и вы решили составить максимально полный список обитающих в нем живых организмов. Какие действия следует для этого предпринять? Обоснуйте их необходимость и достаточность.

4. Как вы думаете, какие функции в живых организмах могут осуществлять клетки, форма которых: а) почти шарообразная; б) плоская и широкая; в) вытянутая в длину и узкая; г) с торчащими отростками? Постарайтесь придумать как можно больше разных функций и для каждой функции напишите, почему для ее осуществления необходима именно такая форма клеток.

5. Юный натуралист Шурик прочитал, что гусеницы бабочек-белянок встречаются только на растениях из семейства Крестоцветные. "Как же так? - подумал Шурик. - Далеко не каждый школьник справится с определением растения до семейства, а значительно менее мозговитые насекомые ухитряются это делать..." Какие эксперименты мог бы поставить Шурик, чтобы узнать, как белянкам удается обитать только на растениях из семейства Крестоцветные?

6. Перечислите различные механизмы, из-за которых деятельность человека может приводить к вымиранию видов животных и растений. По возможности подтвердите примерами указанные вами механизмы.

7. В рекламе различных снадобий часто приводится утверждение: "Наш препарат - естественный продукт, участвующий в нормальном обмене веществ человека. Следовательно, он не может быть вреден". Справедливо ли это? Ответ обоснуйте, по возможности приведите примеры.

8. Классическим примером, позволяющим изучить многие закономерности перехода к многоклеточности, является водоросль вольвокс. Среди вольвоксовых встречаются и одиночные организмы, и небольшие колонии, и скопления из десятков тысяч особей. Объясните, какие преимущества получают клетки, входящие в состав колонии вольвокса, по сравнению с клетками, обитающими поодиночке.

Во вступительном задании использованы материалы Всероссийской биологической олимпиады учреждений дополнительного образования и Биологической олимпиады школьников МГУ. Учащимся восьмых классов необходимо решить задачи 1-5, девятиклассникам - задачи 4-8. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.

Работу следует выполнить на русском языке в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и надписанным своим адресом (для отправки вам решения приемной комиссии). Работа должна быть отправлена не позднее 31 мая 2003 г. по адресу: 119823, Москва, ГСП, МГУ, ВЗМШ-Биология, конкурс.

В одном из осенних номеров, когда прием в школу будет уже завершен, мы опубликуем ответы на конкурсные вопросы.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Абитуриенту -- на заметку»