Со школьных лет мы знаем, что Каспий - внутреннее море, лежащее на 28 м ниже уровня Мирового океана, вытянутое с севера на юг на 1200 км при средней ширине 320 км. Глубоководная его часть - в центре и на юге. Максимальная глубина - более 1 км. Площадь - около 380 000 км2. В Каспии обитают 80 процентов всех осетровых. Но главным его богатством на сегодня считают нефть и газ.
Уровень воды в Каспии сильно колеблется. Когда в 60-х годах прошедшего века стало усыхать Аральское море, заметили, что и уровень Каспийского понижается. Это было видно по расширению прибрежной полосы и появлению больших новых пляжей. Забили тревогу: надо спасать море. Тогда-то и зазвучали пресловутые проекты переброски северных рек в Волгу. В качестве первоочередной меры решили отсечь от Каспия залив Кара-Богаз-Гол, работавший как огромный мелководный испаритель. Построили плотину, залив отсекли, а Каспийское море все продолжало отступать. Пока шло обсуждение причин, пока уточнялись и отвергались проекты переброски рек, время шло, и в 1978 году с удивлением заметили, что уровень Каспия стал повышаться. Вначале море съело пляжи и подтопило только что построенные пансионаты у Махачкалы на низкой равнинной части берега, потом оно придвинулось к железной дороге. Теперь уже надо было не Каспий спасать, а самим спасаться от него. Срочно взорвали плотину, перекрывающую залив Кара-Богаз-Гол. Залив начал испарять воду, но море словно не заметило этого и продолжало подниматься.
А в 1995 году Каспий вдруг прекратил подъем. Все стабилизировалось. Правда, недавно, в 2001 году, море снова "учудило": недалеко от Баку произошло извержение грязевого вулкана, и в 4 км от берега в море родился новый остров в несколько сотен квадратных метров.
Проекты "великих строек" у жителей Прикаспия были и в давние времена. Причем весьма умело и с толком реализованные. Например, в IX-X веках соорудили каменные стены, которыми как бы продлили Кавказский хребет в том месте, где он ближе всего подходит к берегу. Таким образом был перегорожен Дербентский проход - наиболее удобный путь для завоевателей прикаспийских земель. Здесь вырос город-крепость Дербент с двумя рядами стен, уходящими глубоко в море на востоке, а на западе - лезущими в горы. Это что-то вроде "китайской" стены длиной более 40 км. Крепость служила семь веков.
ИЗ ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ АВТОРАМне не раз приходилось по работе бывать на Каспийском море. Исходил вдоль и поперек Дербент и его окрестности. Был на реке Самур на границе с Азербайджаном и немного севернее - в Яламе. Там, возле дивных песчаных пляжей, когда-то собирались создать курорт, который, наверное, стал бы не хуже любого черноморского. А сейчас в этих местах ведется исследование Ялама-Самурской нефтеносной структуры на шельфе. Приходилось работать и на нефтяных месторождениях за Каспием, на полуострове Мангышлак в Казахстане. Там мы испытывали новую аппаратуру, позволяющую детальнее "видеть" структуру пластов в пробуренной скважине.
Наш отряд со своей техникой базировался в городе Шевченко (не путайте с одноименным фортом, где 10 лет жил в ссылке поэт Тарас Шевченко). Город красивый, зеленый, возник в 1950-х годах в районе урановых месторождений.
Работали мы на скважинах в Новом Узене (это одно из известных нефтяных месторождений на Мангышлаке). Дорога туда от Шевченко (200 км) хорошая. Сначала идет по голому плато, потом долго спускается в котловину и пересекает Турфанскую впадину, которая расположена на 132 м ниже уровня моря. В первый раз мы приехали туда в самом начале мая, и пустыня была зеленая, цвели все кустарники и каждая колючка. А вот уже к концу мая стало очень жарко, и зеленый цвет исчез.
В Новом Узене нам подбирали скважины для повторного осмотра, мы работали на них днем и ночью. Опускали прибор за прибором, чтобы исследовать пробуренные пласты разными методами. По первоначальному прогнозу эти скважины считались "пустыми", но по результатам наших более разносторонних исследований некоторые из них оказались весьма перспективными. Найти старые скважины на суше несложно - их "пеньки" возвышаются над землей и каждый имеет свой номер. Откручиваем заглушку, ставим над ней треногу с блоком и опускаем на многокилометровом кабеле прибор...
Пишу об этом, чтобы показать, что возвращаться для повторных работ к уже пробуренным разведочным скважинам на шельфе тоже обязательно придется. Но проделать такое на дне моря будет гораздо сложнее. Это относится и ко всем другим аналогичным работам на шельфе, потому что там они практически все многократно усложняются и удорожаются.
ШЕЛЬФ И ЕГО БОГАТСТВАСлово "шельф" в переводе с английского - полка, продолжение суши в море. Геологическое строение шельфа такое же, как суши, к которой он примыкает. Следовательно, и запасы ископаемых там могут быть не меньшие.
Хотя добычу на шельфе вести и сложнее, и раза в три дороже, чем на суше, но уже сейчас в мире 30 процентов добываемых углеводородов поступают с шельфов. По прогнозу, в 2010 году эта доля достигнет 60 процентов. Дело в том, что суша уже давно и старательно изучена, открытия новых крупных месторождений на ней не ждут, а многие из ныне разрабатываемых уже истощены. Поэтому приморские государства весьма ревностно относятся к разделу дна моря. Не только моря, но и океана! Появилось такое понятие - расширенный континентальный шельф. Каждая страна у своих берегов имеет 12-мильную зону территориальных вод. За ней следует 200-мильная экономическая зона, свободная для судоходства, но не для разработки другими странами. Согласно конвенции ООН государства могут претендовать на расширение своей экономической зоны. Например, Россия недавно воспользовалась этим правом и подала заявку на расширение нашей экономической зоны в направлении Северного полюса - предполагается, что там могут быть крупные нефтегазоносные структуры.
Интересен пример Великобритании - островной страны, не имеющей на своей земле нефти. Но с недавних пор (с 70-х годов ХХ века) важнейшей составляющей британской экономики стала нефть. В ее добыче и переработке занято 400 тысяч человек. Ежегодно Великобритания получает почти 140 млн тонн нефти, из них одну треть экспортирует. Англичане берут свою нефть на шельфе Северного моря - от берегов Ирландии почти до Норвегии. А Норвегия в своей шельфовой зоне добывает еще больше и экспортирует 144 млн тонн. Для сравнения скажем, что в России ежегодная добыча нефти в последние три года составляет около 310 млн тонн. А экспортируем мы 120 млн тонн.
У России долгие годы было много нефти на суше, поэтому к разработке даже уже разведанных богатых структур на шельфе Карского и Баренцева морей вплотную не приступали. Лишь недавно у нас завершено строительство первой передвижной буровой установки, предназначенной для разведочного бурения в этих северных районах.
Трудности при работе на Каспии связаны с тем, что это внутреннее море, поэтому всю тяжелую технику для морских работ приходится строить здесь же, на его берегах.
Плавучую установку для разведочного бурения у российских берегов вывели в море только в 1999 году. Ее назвали "Астра" - звезда. Это квадратная платформа размером 53х53 м и весом 5000 тонн. Над ней возвышаются буровая вышка и три 50-метровые ноги, которые при бурении опускают, и они опираются на дно. "Астра" может работать на глубинах от 5 до 50 м. Платформа снабжена мощной электростанцией, имеет вертолетную площадку. 60 человек, работающих на установке, здесь же и живут.
Сейчас строится и вторая платформа для разведочного бурения на глубинах до 700 м. При работе она будет стоять на якорях.
НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ НА КАСПИИДо конца 80-х годов ХХ века поиски нефти в Каспийском море вели на участке между Азербайджаном и Туркменией - этот район считался наиболее перспективным. Большинство ранее открытых нефтяных месторождений сосредоточено именно здесь.
Северная и центральная части дна Каспийского моря, ныне примыкающие к Казахстану и России, были исследованы слабо, их считали малоперспективными. Детальное изучение этого региона начали только с середины 90-х годов. И результат таков: за последние три года пришли сообщения об открытии богатейших месторождений, возможно, выдвигающих Каспий на третье место в мире по нефтегазовым запасам.
В Казахстане обнаружены и уже разрабатываются несколько месторождений. Среди них - найденный в 1979 году Тенгиз, его считают шестым в мире по величине. Это на суше. Но шельф моря, как мы уже говорили, - продолжение суши, у него такое же геологическое строение. И вот в 2000 году у Тенгиза появился "брат" - гигантское месторождение на шельфе - Кашаган.
Ему уже прочат пятое место в мире по размерам. Новые крупные месторождения обнаружены и в азербайджанской и в российской зоне шельфа. Меньше нефтяных кладов открыто в зоне Туркменистана; и ничего пока не обнаружено у берегов Ирана. Но там иное геологическое строение - нефти нет и на берегу.
Нефть и газ в пласте, как правило, неразлучны. А месторождение принято называть нефтяным или газовым в зависимости от того, чего там больше. Газ, который содержится в нефти, называют попутным. Из него обычно выделяют конденсат - легкую по составу нефть. На Каспии (имеется в виду весь регион, и море и прибрежная суша, так как у них единое геологическое строение) газ, в пересчете на нефтяной эквивалент (н. э.), составляет примерно 30 процентов.
На карте Каспия красным цветом выделены месторождения , открытые за последние три года. Среди них гигантское на казахстанском шельфе - Кашаган. Когда пробурили первую скважину, было объявлено, что запасы этого месторождения могут составить от 1,1 до 6,9 млрд тонн. Чтобы вы могли судить, много это или мало, приведем несколько цифр, по данным на январь 2002 года. Запасы нефти Каспийского региона определяются в основном шестью крупнейшими месторождениями. Это Тенгиз и Карачаганак, находящиеся на берегу и уже эксплуатируемые, и четыре недавно открытых на шельфе - Кашаган, Азери-Чираг-Гюнешли, Шах-Дениз и блок северных месторождений России. Так вот на долю Кашагана из суммы запасов этих шести месторождений приходится более 25 процентов. Другое крупное месторождение (оно на границе азербайджанского и туркменского участков) - Азери-Чираг-Гюнешли. Его запасы нефти - 700 млн тонн. Добыча там уже ведется.
Вблизи Баку расположено месторождение Шах-Дениз с запасами 1000 млрд м3 газа и 400 млн тонн конденсата. Первая скважина пробурена там в 1999 году на глубине моря 132 м, вторая - в 2000 году на глубине 348 м, обе дали большой приток газа и нефти. Полагали, что такие же богатства лежат и в мелководной части месторождения. Однако в третьей скважине, пробуренной на глубине 50 м, ни газа, ни нефти не оказалось. Начало добычи на этом месторождении пришлось отложить.
Туркменистан оценивает суммарные запасы своего участка шельфа в 12 млрд тонн н. э.
Блок северных месторождений (на российском шельфе) включает Хвалынское, им. Ю. Корчагина, Ракушечное и Центральное. Несколько уже разведанных структур пока еще не разбурены. По первоначальной оценке, запасы блока - около 3 млрд тонн н. э., Ялама-Самурского месторождения (оно лежит на границе Дагестана и Азербайджана) - около 400-730 млн тонн н. э.
Многие оценки запасов предварительные, сделаны по первой скважине. Они, безусловно, будут уточняться после бурения всех запланированных разведочных скважин.
И вот уже в мае 2002 года появились новые данные, которые говорят о том, что запасы российского сектора были завышены.
ПОИСК МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА ШЕЛЬФЕРасскажем немного о специфике и трудностях этих работ.
Прежде всего, морские условия требуют более сложной и дорогостоящей техники.
В российском секторе Каспия работы по поиску нефти на шельфе ведет с 1995 года крупнейшая отечественная компания "ЛУКОЙЛ", добывающая более одной пятой всей российской нефти. Началось все, как обычно, с детального изучения геологического строения дна и выявления перспективных на нефть структур - так называемых ловушек, то есть тех мест, где могли скопиться нефть и газ. (Десятки миллионов лет они перемещаются в недрах, пока не попадут под непроницаемый свод пластов - в ловушку.)
Наиболее полную информацию о геологическом строении, об особенностях и толщине пластов с разными свойствами дает сейсморазведка. Она позволяет заглянуть в земные недра на глубину более 10 км. Нефть находят на глубине до 8 км.
При сейсморазведке поверхность всей исследуемой территории пересекают линиями, вдоль которых через определенные интервалы производят взрывы (или иные сильные возмущения), и наблюдают за отраженными сигналами. Чтобы принять эти сигналы, идущие из глубины, на поверхности расположено много приемников.
Как все это проводится на море, помогает понять рисунок. За кораблем тянется большой пучок проводов - так называемая "сейсмическая коса", длиной 6 км. На ней 480 приемников, улавливающих сигналы (упругие колебания), вызываемые взрывом. Все они регистрируются на корабле. Такая "коса" дает возможность с одной точки взрыва просматривать по отраженным сигналам подземные структуры на 3 км в длину и более чем на 10 км в глубину. Наиболее сильные отраженные сигналы приходят от границ пластов.
На Каспии исследования начали с того, что условно "расчертили" море продольными и поперечными линиями, раздвинутыми одна от другой километров на десять. Получили общую картину строения пластов шельфа на данном участке. Затем перспективные участки исследовали еще детальнее.
В результате на участке шельфа шириной всего 160 км кораблям, ползая вдоль и поперек по сетке и таская за собой шестикилометровую косу с приемниками, пришлось пройти более 22 тыс. км.
Эти исследования на море и последовавшая обработка материалов на ЭВМ позволили получить сейсмические разрезы, рисующие картину подземного строения земли такой, какой ее удалось увидеть по отраженным сигналам.
На рисунке показана для примера часть структуры Хвалынского месторождения - многоэтажная горизонтально-полосатая картина. Все линии в одном месте поднимаются, а потом снова опускаются. Это и есть структурная ловушка в разрезе.
По результатам обработки многих пересекающихся профилей данного района была построена и карта этой ловушки. Она напоминает обычную топографическую карту с линиями высот. Здесь они показывают, на какой глубине лежит непроницаемый для нефти (и газа) пласт, под которым (в верхнеюрских отложениях их возраст более 110 млн лет), возможно, и скрыты запасы нефти. Площадь этой ловушки более 300 км2.
Следующий важный этап работы - бурение скважины. Только оно дает возможность выявить, есть ли в структуре нефть и газ, и оценить, пусть пока еще предварительно, запасы подземных богатств. Первый промышленный приток газа и нефти - это момент волшебного превращения: исчезает "перспективная структура" и вместо нее на свет появляется месторождение.
Первая оценка запасов Хвалынского месторождения показала, что здесь находится более 300 млн тонн н. э.
Огромные размеры Кашагана и его "многогорбость" дали большой разнобой в первых оценках этого месторождения. Но все же сразу было ясно, что открыто новое гигантское месторождение.
СОСЕДИ ДЕЛЯТ КАСПИЙКак разделить между странами эти вновь открытые под морским дном богатства? Претендуют на них все пять стран, окружающие Каспий. В апреле 2002 года в Ашхабаде состоялась встреча глав этих пяти государств, но прийти к общему соглашению им не удалось.
Россия предлагает такой принцип: делим дно, а море общее. Для раздела дна надо провести с севера на юг срединную линию по Каспийскому морю и продолжить до нее сухопутные границы государств, примыкающих к морю.
Иран, обделенный природой месторождениями у своего берега (но имеющий у себя на юге огромное газовое месторождение с запасами, составляющими 1/3 мировых), в случае раздела по срединной линии получает 14 процентов дна. Но он хотел бы поделить море, включая все его запасы нефти и газа, "по-братски": каждому по 20 процентов.
Возникли некоторые разногласия между Туркменистаном и Азербайджаном по вопросам добычи нефти на месторождениях Чираг и Азери.
Видя, что сразу прийти к согласию не удастся, Россия предложила заключать договоры попарно, с соседями. Россия и Казахстан уже заключили договор о разделе дна между ними и, что особенно важно, о том, что три месторождения, лежащие на границе, - Курмангазы, Хвалынское и Центральное - будут осваиваться на равных: каждому по 50 процентов. Таким образом, "раздел Каспия, - как сказал президент Казахстана Назарбаев, - сдвинулся с мертвой юридической точки".
В сентябре 2002 года аналогичный договор был подписан между Россией и Азербайджаном. Итак, Россия с соседями договорилась.
Вероятно, не без трудностей будут решаться и вопросы, связанные с транспортировкой добываемых на Каспии нефти и газа.
В 2001 году начал работать первый крупный трубопровод, огибающий море с севера, собирающий нефть с нескольких месторождений и соединяющий Тенгиз в Казахстане с Новороссийском. По нему же пойдет нефть Кашагана.
Но одного этого трубопровода явно недостаточно. Соседи хотят иметь и другие пути выхода. Словом, трубопроводная паутина Каспия - это отдельная сложная тема, с которой связана еще и "большая" политика.