Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВЫСОТЫ "СУХОГО"

Т. НОВГОРОДСКАЯ

Авиационная промышленность - от КБ до заводских цехов - это передовые технологии, новейшие приборы и оборудование, самые современные методы работы. На примере Авиационного военно-промышленного комплекса "Сухой" - ведущей самолетостроительной компании, занимающейся разработкой, производством и модернизацией военной авиатехники, а также самолетов гражданского назначения и самолетов -амфибий, журнал в течение всего года знакомил читателей с достижениями российского Авиапрома.

Сегодня в состав корпорации "Сухой" входят "ОКБ Сухого", Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), Иркутское и Новосибирское авиационные производственные объединения (ИАПО и НАПО) и Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева (ТАНТК). АВПК "Сухой" - мощный экспортер авиационной техники, контролирующий 14-15% мирового рынка боевой авиатехники. И эта доля в ближайшее время может быть увеличена до 20%. Экспортный потенциал корпорации, оцениваемый на период до 2010 года, составляет 17 миллиардов долларов США. 2002 год прошел успешно.

В октябре 2002 года АВПК "Сухой" был признан "компанией года" в области машиностроения (награда присуждается с 1999 года). В том же месяце "Сухой" получил лицензию на три года на право ведения самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Действие лицензии распространяется на организацию сервисного обслуживания и поставку запчастей к проданным за рубеж истребителям марки "Су". А это более 2000 самолетов - таков итог многолетнего присутствия "Сухих" на мировом рынке. Известно, что техобслуживание самолета в течение всего жизненного цикла обходится в 60-70% его первоначальной стоимости. Так что речь может идти о десятках миллионов долларов в год. И эти средства могут быть вложены в создание новой и модернизацию уже существующей авиатехники.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

За большой вклад в разработку, создание и серийное производство современной авиатехники - самолета Су-33, принятого на вооружение Военно-морским флотом России, Генеральный директор АВПК "Сухой" М. А. Погосян удостоен ордена Почета, а директор программы главный конструктор К. Х. Марбашев за создание боевого самолета корабельного базирования награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Развитие авиации не стоит на месте. Разработанный "ОКБ Сухого" учебно-тренировочный самолет Су-49 в 2002 году был выбран ВВС страны в качестве самолета для предварительного обучения. Его испытания начнутся в 2003 году. Стоимость самолета составит 300-500 тысяч долларов. ВВС РФ уже сейчас могут заказать до трехсот Су-49 (потребности же РОСТО оцениваются в 1000 машин). Самолет будет выпускаться в Новосибирске.

В июне 2001 года был образован консорциум по производству нового регионального самолета. Его участниками стали корпорации "Сухой", "Ильюшин" и "Боинг" (Boeing). В июле 2002 года к нему присоединилась фирма Яковлева. Координатор этого консорциума - компания "Гражданские самолеты Сухого". По словам руководителей российских авиакомпаний, сейчас необходим небольшой самолет для региональных перевозок, способный заменить устаревшие Ту-134. Российский Авиапром сегодня таких самолетов не производит. Западные аналоги ввозить невыгодно: таможенные пошлины и НДС увеличивают и без того немалую их стоимость на 40%. Летом этого года Росавиакосмос объявил конкурс среди конструкторских бюро на разработку семейства таких самолетов вместимостью от 50 до 90 пассажиров и с дальностью полета 2000-4000 километров. Итоги конкурса будут подведены в конце этого года.

Программа создания российского регионального самолета (РРС, или RRJ) стала стратегическим гражданским направлением фирмы "Сухой". На международном авиасалоне в Фарнберо (Великобритания) в июле 2002 года, где "Сухой" заявил о своем приоритете, был брошен вызов ведущим зарубежным фирмам, давно и прочно обосновавшимся на рынке региональных самолетов, и, прежде всего, бразильской "Эмбраер" и канадским "Бомбардье" и "Канадэр".

До конца текущего года завершатся летно-доводочные испытания нового многоцелевого самолета Су-80ГП "ОКБ Сухого". А в январе-феврале следующего, 2003 года начнутся сертификационные летные испытания, на которые потребуется примерно два года. У самолета есть шансы на успех. В частности, решающую роль может сыграть фактор стоимости. Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по Су-80 будут значительно ниже стоимости проектов конкурентов, находящихся на стадии технического предложения или эскизного проектирования. Ведь базовый самолет "Сухого" уже построен, облётан и проходит испытания; более того, готовится его серийное производство на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре.

Минусом самолета может оказаться лишь его "подгонка" под импортные двигатели (два двигателя "Дженерал Электрик") - лицензионное производство двигателей в России существенно повысит стоимость программы создания самолета. Возможно, разработчикам Су-80 придется серьезно потрудиться над решением этой проблемы.

Прогнозируемый спрос на самолеты семейства РРС до 2020 года составляет 650 машин, а это около 10% мирового рынка. Кроме того, еще до 2010 года основные авиакомпании России и стран СНГ могут приобрести более 150 таких самолетов.

Сенсацией международного салона "Гражданская авиация - 2002", проходившего в августе на летном поле аэропорта Домодедово, стал сельскохозяйственный самолет легкого класса Су-38Л. В сельском хозяйстве сейчас не более полутора тысяч "живых" самолетов Ан-2, и только немногие из них могут подняться в небо (самолет разработан в 1948 году и сегодня не производится). По некоторым данным, в нынешнем сезоне над полями работало всего 150-200 машин. Закупочная цена украинского модернизированного самолета Ан-3 и его американского аналога оказалась слишком высокой. И в этой ситуации единственная надежда на Су-38, цена которого должна составить около 200 тысяч долларов против 500-650 тысяч за импортную технику.

Помимо того что Су-38 имеет прекрасные летные качества, он способен заправляться автомобильным бензином без использования топливозаправщиков, базироваться на малых аэродромах с искусственными или грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Пилотировать такой самолет может летчик средней квалифика ции. Новый "деревенский истребитель" оснащен эффективным ультрамелкокапельным опрыскивателем, которому на 1 гектар требуется всего 1-5 литров раствора против 100 литров при использовании обычных опрыскивателей. Новая технология, кроме того, экологически безопасна благодаря тому, что раствор попадает только на листья и стебли растений, оставляя нетронутой почву. Добиться подобного на обычной технике невозможно. Су-38 уже получил сертификат на сельхозоборудование. Весной следующего года, надеются в ОКБ, машина получит сертификат типа. А это значит, что "Сухой" сможет заполнить пустующую нишу сельскохозяйственной авиации. С 2003 по 2010 год эта машина должна обновить парк, насчитывающий почти 5000 морально устаревших "кукурузников".

Перед корпорацией "Сухой" стоит еще одна стратегическая задача, но уже в области военной авиации. Только за счет проводимой сегодня модернизации парка боевой авиации невозможно в авиапромышленности перейти на новый качественный уровень. А она, как известно, определяет развитие высоких технологий, крайне необходимых нашей стране. В то же время США при поддержке семи стран активно реализуют крупнейшую в истории военной авиации программу, создавая истребитель пятого поколения F-35, который с 2008 года начнет поступать на вооружение и выйдет на мировой рынок. Очевидно, что в случае отказа от собственной национальной программы создания нового истребителя Россия через 10 лет потеряет свои завоевания на рынке боевой авиации. Правительство России понимает это. По его решению в апреле 2002 года "Сухой" был назначен головным разработчиком "перспективного авиационного комплекса". В августе этого года "ОКБ Сухого" посетил президент России В. В. Путин. Отметив, что "Сухой" сегодня - это 45% всего российского экспорта вооружений и военной техники, президент сказал, что подобная пропорция - предмет мечтаний любого экспортера, включая "Боинг" и EADS. Президенту была представлена электронная модель самолета пятого поколения. И хотя это мероприятие и обсуждение программ развития проводилось за закрытыми дверями, уже ясно, что перед комплексом "Сухой" поставлена задача создания новейшего самолета к 2006-2007 годам и начала его серийного производства в 2010-2011 годах.

В "ОКБ Сухого" надеются, что оригинальный и во многом новаторский подход к созданию самолета следующего поколения на основе концентрации конструкторского мышления и внедрения самых современных форм и методов управления проектированием и производством приведет к успеху. Эта программа потребует консолидации всей национальной промышленности и науки, и АВПК "Сухой" станет естественным "собирателем" творческой мысли российского Авиапрома.

Фото С. Пашковского.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Техника»