Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КЛЮЧИК ДЛЯ СВОЕЙ ЛЮБИМОЙ

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ

Большой набор гаечных ключей, пара отверток с прямым шлицом, домкрат и монтажная лопатка - вот и все инструменты, которых еще совсем недавно хватало любому автолюбителю для обслуживания своего автомобиля. Сейчас ситуация изменилась. Во-первых, наши конструкторы вспомнили о том, что кроме шестигранных гаек и прямых шлицов на винтах и шурупах существуют другие формы рабочих поверхностей крепежа; во-вторых, в стране появилось большое количество иномарок, в которых крепеж выполнен по стандартам, отличным от наших. В современном автомобиле используется несколько видов крепежа, и для каждого из них нужен подходящий, нередко специальный инструмент.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Сегодня на российском рынке можно встретить автомобильный инструмент едва ли не из всех стран мира. Дешевый и дорогой, сверкающий полировкой и невзрачный, в наборах и россыпью. Продается он и в специализированных магазинах, и в хозяйственных отделах супермаркетов, и даже на придорожных развалах. Поначалу изобилие сверкающего металла вызывало у автомобилистов легкий шок, но со временем они поняли, что внешний вид товара далеко не всегда соответствует его реальному качеству.

Количество гаечных ключей, торцовых головок, воротков, отверток и разнообразных монтажных приспособлений, которые стоит иметь автолюбителю в своей мастерской, зависит как минимум от двух моментов: сложности стоящих перед мастером задач и количества денег, которые он может потратить на инструмент. Выбор же инструментов зависит от того, с каким крепежом предстоит работать.

Гаечные ключи выпускаются в двух системах измерения: метрической и дюймовой. Метрические ключи предназначены для работы с крепежными деталями, размеры которых рассчитаны в метрической системе (в миллиметрах). Размеры выпускаемых метрических ключей - от 2,5 до 230 мм. В легковых автомобилях и внедорожниках используются ключи размерами от 6 до 32 мм и очень редко - до 41 и 55 мм.

Дюймовые ключи предназначены для крепежа дюймовой системы. (За основу системы взят британский дюйм, равный 25,4 мм.) Сейчас такой крепеж применяется в основном в американских и канадских автомобилях. Размеры выпускаемых дюймовых ключей - от 1/8 до 9 1/8.

Существуют и универсальные ключи, которыми можно работать и с метрическим и с дюймовым крепежом.

В свою очередь, по форме рабочего профиля гаечные ключи делятся на рожковые (с открытым зевом), рабочий профиль которых охватывает крепежную деталь с двух или трех сторон, и накидные, охватывающие головку болта или гайку со всех сторон. И те и другие бывают односторонни ми и двухсторонними. Односторонние ключи предназначены, как правило, для более тяжелых и ответственных операций. На свободную сторону рукоятки такого ключа можно надеть удлинитель, чтобы создать больший момент затяжки на крепежной детали. В последнее время широкое распространение получили комбинированные ключи, на одном конце тела которых расположена рожковая, а на другом - накидная головка.

Среди односторонних ключей есть еще так называемые ударные ключи. Они состоят из одной рожковой или накидной головки и короткого тела с массивным приливом на конце. Этот прилив называется наковальней. Затяжку крепежа ударными ключами проводят при помощи тяжелого молотка или кувалды, которыми бьют по наковальне. Такие ключи предназначены для крепежных деталей большого диаметра.

Сравнительно недавно у нас появились так называемые быстродействующие ключи. Одна из губок у них укорочена. Такая конструкция позволяет быстро переставлять инструмент на головке болта или гайке.

Крепежные детали обычно изготавливают из материалов, менее прочных, чем инструмент. Неудивительно, что при превышении максимальных нагрузок крепеж деформируется, а иногда и ломается. Происходит это по следующим причинам:

  • поврежденная или "схватившаяся" из-за коррозии резьба резко увеличивает момент затяжки;
  • слишком "свободный" или, наоборот, "тесный" рабочий профиль инструмента;
  • перекос или неполная фиксация инструмента на рабочем профиле крепежной детали (иногда это происходит из-за банального загрязнения инструмента или крепежа);
  • деформация или неправильный выбор размеров рабочего профиля инструмента.

Рабочие профили крепежных деталей делятся на внутренние и наружные. Наибольшее распространение среди внутренних профилей получили прямой шлиц, крестовой профиль "Филипс" и его модификация - профиль "Позидрайв", внутренний квадрат, внутренний шестигранник "Гексагон" ("Hexagon"), шестигранник с фиксирующим штифтом и различные "звездочки" - Torx, Torx BO, Ribe, XZN. Из внешних рабочих профилей чаще других используют шестигранники и так называемый "внешний Torx".



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «В мастерской автолюбителя»