Сырые земли

Доктор биологических наук Ольга Капитонова, ведущий научный сотрудник лаборатории биоразнообразия и экологии наземных организмов, заместитель директора по научной работе Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения РАН. Фото Владимира Капитонова

Тема фундаментальных научных исследований, которые ведёт наша лаборатория, звучит так: «Таксономическое и эколого-ценотическое разнообразие ветландов Западной Сибири». Ветланды (в переводе с английского «сырые земли»), или водно-болотные угодья, — это широкий спектр наземных экосистем, как естественных, так и антропогенных, тесно связанных с водой. Это влажные, увлажнённые, переувлажнённые, сырые, заболоченные, обводнённые земли. Сюда входят разнообразные водоёмы и водотоки, за исключением глубоководных участков, где процессы в гидросфере превалируют над процессами, которые происходят с включением дна, придонного слоя и прилегающих земель суши. К ветландам относят болота, заболоченные леса, луга, а также искусственные водные объекты — водохранилища, пруды, запруды, каналы, канавы.

Водно-болотные угодья Тюменской области.

Почему важно изучать водно-болотные угодья? Потому что вода — основа всей жизни на нашей планете, та среда, где существует большое количество живых организмов: растений, животных, микроорганизмов, грибов и лишайников. А болота — это те места, где аккумулируется пресная и чистая вода. Важная роль болот заключается именно в том, что они хранят воду. Они могут вбирать в себя очень большое количество пресной воды и питать реки. Любая река начинается с истока, а в итоге из небольших ручейков формируются такие полноводные реки, как Иртыш, Обь, Енисей.

Разные типы ветландов отличаются, прежде всего, свойствами водной среды — скоростью течения, прозрачностью, температурой и глубиной, количеством и составом растворённых в воде солей, площадью водного зеркала или изрезанностью береговой линии. Имеет значение и положение ветландной экосистемы в пределах природной зоны или элемента ландшафта. Все эти характеристики важны для живых организмов, населяющих водно-болотные угодья...