Бюро иностранной научно-технической информации. Апрель 2024 №4

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «Behaviour and Information Technology», «Current Biology» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft» (Германия), «Icarus», «iScience», «PLOS ONE», «Science», «Scientific American» (США), «Frontiers in Science», «Frontiers in Psychology» и «Science of the Total Environment» (Швейцария).

ДНК на паутине

Фото: D.Ch.Torrissen/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.

Уже несколько лет современные тонкие методы анализа ДНК и её фрагментов позволяют по пробам воды и донного грунта из моря определить, какие организмы здесь живут (см. «Наука и жизнь» № 10, 2020 г.). А недавно группа австралийских генетиков нашла новый источник ДНК на суше: это тенёта пауков (см. фото). На паутине остаются не только следы пойманных насекомых, но и всё, что принесёт ветер. Паучьи сети, собранные на территории зоопарка в городе Перт и в заповеднике (30 км от Перта), подвергли генетическому анализу, определяя принадлежность фрагментов экологической, то есть рассеянной в природе ДНК, прилипших к паутине. В зоопарке выявленные виды варьируют в размерах от карликовой игрунки (эти обезьянки весят от 100 до 150 г) до носорогов, жирафов и слонов. В зоопарке на паутинах отметилось почти вдвое больше видов, чем на воле, в заповеднике — 61 вид против 32. Правда, авторы замечают, что «поимку» фрагментов ДНК было легче осуществить в зоопарке, так как там на небольшой площади сконцентрировано много видов. Разновидности паутины различались в зависимости от места сбора. В заповеднике преобладали простые круглые двумерные сети (см. фото), а в зоопарке было много сетей сложной формы, иногда почти комкообразной. Естественно, во всех пробах найдена также ДНК человека, но её не учитывали.