Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ХОТИТЕ СТАТЬ БИОЛОГОМ?

ОТВЕТЫ НА КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

Биологическое отделение Всероссийской заочной многопредметной школы (ВЗМШ) существует уже 30 лет. Обучение в нем рассчитано на школьников, интересующихся биологией более глубоко, чем предусмотрено школьной программой. С 1987 года "Наука и жизнь" ежегодно публикует конкурсные задания для желающих поступить в школу. Мы предлагаем ответы на задание прошлого года (см. "Наука и жизнь" № 12, 2001 г.). В отличие от математических или физических задач, ответы к которым, как правило, однозначны и получаются одинаковыми, кто бы эти задачи ни решал, биология дает менее точные ответы и формулировки. Поэтому предлагаемые нами ответы нельзя считать единственно возможными и исчерпывающими. Цель поступающих в школу - показать свое владение основными фактами биологии и принципами биологического мышления.

НЕ ОПОЗДАЙ РОДИТЬСЯ!

1. Известно, что у одних видов животных потомство появляется на свет в течение всего года, а у других - лишь в определенные сезоны. Приведите примеры животных с этими двумя стратегиями размножения, по возможности относящихся к разнообразным систематическим группам. Каковы преимущества и недостатки у каждой из стратегий? Поясните, используя предложенные вами примеры, проявляются ли эти преимущества и недостатки у всех животных или лишь у некоторых из них.

Каждый вид может тратить на свою жизнедеятельность определенное количество энергии. Размножение - очень энергозатратное дело. Это не только производство половых продуктов, но и ритуальное ухаживание, приобретение брачной окраски, забота о потомстве и т. д. Конечно, такие затраты должны в последующем окупаться, иначе вид не выживет. Поэтому потомство должно быть произведено в максимально благоприятный период времени, чтобы тратить как можно меньше энергии на другие функции, например на поиски пищи.

Рассмотрим теперь две предложенные стратегии размножения. Виды, у которых потомство может появляться в течение всего года, имеют постоянные, не зависящие от сезона оптимальные условия обитания. Данная стратегия встречается, например, у организмов, обитающих там, где нет сезонов, условия существования неизменны и размножение может происходить на протяжении всего года.

Виды, живущие там, где на протяжении года условия меняются, имеют благоприятные условия жизни только в некоторый сезон. Если они будут размножаться в другие периоды, их общие энергозатраты выйдут за пределы допустимого. Это виды, размножающиеся в местах с сезонным климатом (чередование либо теплых и холодных сезонов - в умеренных поясах, либо сухих и влажных - в тропической зоне и пустынях). Большинство птиц умеренной зоны размножаются весной или в начале лета, когда наиболее благоприятны условия для пропитания птенцов.

Виды, которые могут размножаться круглогодично, при наступлении неблагоприятных условий, например бескормицы, зачастую снижают рождаемость, а как только корм появится - снова начинают размножение. В благоприятных условиях вид сможет быстро увеличить свою численность, постоянно размножаясь.

Видам, которые могут размножаться только в определенные сезоны, если сезон окажется неблагоприятным, придется отложить размножение до будущего года. Если же решиться на рождение потомства в неподходящих условиях, то велика вероятность гибели и потомства и родителей, не сумевших прокормить себя и детей. В этом случае численность катастрофически упадет и не сможет восстановиться в течение нескольких лет. Такие колебания численности, например, свойственны белкам, обитающим в таежной зоне, так как колеблется урожай семян хвойных деревьев, которыми они питаются.

КОМУ - НЮХ, КОМУ - ЗРЕНИЕ

2. Какие особенности строения, физиологии, образа жизни и поведения характерны для животных, которые питаются: а) быстро передвигающимися организмами, б) планктоном, в) организмами, обитающими в почве? Приведите по одному-два примера к каждому из ваших соображений.

А) Если жертва быстро передвигается, нужно найти ее, суметь незаметно подобраться как можно ближе, а затем, передвигаясь быстрее, чем она, схватить ее и удержать.

Для этого нужно иметь, прежде всего, развитые органы чувств и центральную нервную систему. У млекопитающих должно быть развито обоняние, у птиц - зрение. Хищные звери прекрасно чувствуют след, оставленный жертвой несколько часов тому назад, могут определить по запаху, где находится затаившаяся жертва. Хищные птицы имеют прекрасное зрение и могут увидеть бегущего зайца с высоты нескольких километров. Волки, гиены загоняют добычу сообща, поэтому они могут питаться более крупной добычей, чем та, которую они бы могли схватить поодиночке. Чтобы такая охота была успешной, нужно четко координировать действия членов стаи, участвующих в охоте. Для этого требуется развитая система коммуникации.

Хищники могут либо догонять свою жертву, либо ее подстерегать. Если хищник подстерегает жертву (кошачьи), то ему нужно как можно ближе подобраться к ней. Этому помогают маскировочная окраска, отсутствие сильного запаха, бесшумность передвижения.

Для быстрого передвижения млекопитающим необходимы быстрые ноги. Это достигается удлинением конечностей. Хищники, ищущие жертву на больших расстояниях, должны иметь большую выносливость, чтобы, пробежав многие километры и обнаружив жертву, суметь ее догнать. Для этого требуется хорошо развитая мышечная система, легкие большого объема и выносливое сердце.

Птицы, соответственно, должны обладать быстрыми крыльями. Орлы и другие хищные птицы обычно планируют на большой высоте, подстерегая добычу. При обнаружении добычи хищные птицы, складывая крылья, пикируют вниз и останавливаются только у самой земли. Упущенную добычу они обычно не догоняют.

Хищные рыбы и морские млекопитающие для большой скорости плавания должны иметь практически идеальную обтекаемую форму и хорошую плавучесть.

Б) В данном ответе будут рассмотрены приспособления для питания планктоном только крупных животных. Мелкие животные, чьи размеры сопоставимы с размерами планктонных организмов, не имеют специальных приспособлений ни в строении, ни в образе жизни, ни в поведении.

Планктон - взвесь мелких животных и растений в верхних слоях воды. Их не нужно специально искать, так как их очень много. Но планктонные организмы мелкие, и, чтобы наесться, надо съесть их очень много. Для крупного организма единственный способ добывать планктон - это процеживать огромные объемы воды. Таким животным нужен хорошо развитый цедильный аппарат, способный удерживать очень мелкую добычу. У рыб таким идеальным цедильным аппаратом являются жаберные тычинки - выросты на жаберных дугах, имеющиеся у всех рыб, но у питающихся планктоном они наиболее частые и очень длинные. А у усатых китов развились специальные выросты нёба, которые называются "китовый ус".

Животные, питающиеся планктоном, проводят всю жизнь в верхних слоях воды, медленно передвигаясь в поисках его наибольшей концентрации. Если планктон мигрирует, они мигрируют вслед за ним.

В) В почве искать добычу можно только с помощью слуха, обоняния или осязания. Зрение тут не поможет. Поэтому животные, разыскивающие пищу в почве, должны иметь особо острые обоняние, слух и осязание. Птицы, у которых обычно плохое обоняние, при переходе на питание почвенными организмами вынуждены его развивать, и при поиске червей многие птицы (например, киви) используют именно обоняние. Кулики, также ищущие червей с помощью клюва, полагаются на осязание.

Обнаружив добычу, ее нужно из почвы достать. Большинство куликов втыкают клюв в почву и тянут оттуда червяка. Для этого следует приоткрыть клюв, находящийся в почве, и удержать затем в нем червя. Поэтому у куликов, и в особенности у вальдшнепа, на конце клюва находится подвижная зона, позволяющая им приподнимать переднюю сторону верхней части клюва, даже когда та находится в земле. Конец верхней части клюва устроен так, что он, упираясь в нижнюю, образует своеобразный пинцет, зажимающий и удерживающий червя при его вытаскивании из почвы. Этому помогает то, что у куликов клюв острый и длинный.

Роющие животные тоже часто питаются добычей, находящейся в почве. Поэтому у них развиваются приспособления для быстрого передвижения в почве, ведь их добыча также может довольно быстро передвигать ся. У крота рытью помогает особое строение лопатообразных кистей передних конечностей. Передними конечностями роет и медведка. Другим животным рыть помогают резцы (цокор, слепыш) или когти (слепушонка).

СОЛНЕЧНАЯ СТОРОНА

3. Вам дали свежесрезанный лист неизвестного растения. Предложите как можно больше способов, позволяющих определить, какая сторона у листа верхняя, а какая - нижняя (в оборудовании вы не ограничены). Универсальны ли эти способы или для некоторых растений (каких?) они могут "не сработать"?

Самый легкий способ определить сторону листа незнакомого растения - по выступающим на нижней стороне жилкам, проводящей системе листа. Главные жилки обычно хорошо заметны и невооруженным глазом, и на ощупь.

Часто стороны листа различаются цветом. Верхняя - более зеленая, так как именно здесь в основном идет фотосинтез. Если растение живет под ярким солнцем, то верхняя сторона листа может быть покрыта толстым слоем глянцевой воскообразной кутикулы, отражающей часть солнечных лучей.

Некоторые листья имеют влагалище (пластинку листа, охватывающую стебель на некотором его протяжении), таковы листья злаков и некоторых других однодольных растений. Та сторона листа, которая обращена к стеблю, - верхняя, наружная сторона - нижняя. У многих злаков в месте перехода влагалища в свободную пластинку листа имеется язычок (вырост наружной ткани листа, эпидермы), он находится на верхней стороне листа.

Недавние исследования растений засушливых местообитаний показали, что обильное опушение их надземных частей увеличивает отражение солнечной радиации, понижая тем самым температуру и уменьшая испарение воды. У таких растений волоски находятся в основном на верхней стороне листа. Многие эпифиты используют специальные структуры поверхностной ткани листьев (трихомы) для поглощения воды и минеральных веществ. Такие структуры находятся на верхней стороне листа, где скапливается атмосферная влага.

У росянки и некоторых других насекомоядных растений на верхней стороне листа находятся железистые волоски для ловли насекомых.

Устьица могут иметься на обеих сторонах листа, но обычно их больше на нижней поверхности. У плавающих на поверхности воды листьев гидрофитов они присутствуют только на верхней стороне.

Основными тканями проводящей системы листа являются, как и у всего растения, ксилема и флоэма. Жилки листа содержат ксилему и флоэму. На срезе листа эти ткани легко различить. Обычно ксилема находится на верхней стороне проводящего пучка, флоэма - на нижней.

ПОЧЕМУ СГНИЛ ЛИМОН?

4. Бедный студент Дима К. купил два лимона и положил их в холодильник. Через неделю, собравшись попить чаю, Дима обнаружил, что один лимон по-прежнему свежий и хороший, а другой - сгнил. Почему так получилось? Дайте как можно больше вероятных объяснений.

Гниение продуктов вызывается деятельностью бактерий или низших грибов. Значит, на один из лимонов попали микроорганизмы, которые смогли проникнуть сквозь кожицу плода в его мякоть и там активно размножиться. Что касается другого лимона, микроорганизмы либо не попали внутрь его, либо не нашли там условий для своей деятельности.

Лимоны могли быть разными еще при покупке. Например, один имел повреждения на кожице, а другой - нет. Один мог пролежать в магазине дольше, чем другой. Такой лимон скорее испортится.

Гниение лимона также могло быть вызвано разницей в условиях хранения в холодильнике. В задании не определено, что оба лимона хранились в одном и том же месте. Одни полки холодильника "теплее", чем другие. Соответственно, на лимоне, попавшем в более теплое место, гниль разовьется быстрее.

Один из лимонов мог в холодильнике подмерзнуть, отчего пострадала его кожица. При этом бактерии, находившиеся на поверхности лимона, могут попасть внутрь. Если затем переместить лимон в более теплую зону холодильника, бактерии, попавшие внутрь, быстро размножатся и вызовут гниение.

МОЮЩИЙ ПРЕПАРАТ ДЛЯ ЧИХАНИЯ

5. Доверившись рекламе, можно подумать, что главное в моющих средствах - максимально эффективное удаление загрязнений, а в инсектицидах - полнота истребления вредных насекомых. Однако экологи не согласятся с подобной трактовкой и заметят, что данные препараты должны удовлетворять и многим другим требованиям. Перечислите эти требования.

Многие современные синтетические химические препараты, попав в окружающую среду, нарушают деятельность живых организмов, разносясь иногда и на отдаленные территории. Моющие средства попадают в окружающую среду со стоком воды из населенных пунктов. Попадая в грунтовые воды или в водоемы, они там накапливаются и вредят живым организмам. Инсектициды человек сам разбрасывает по местам обитания вредных насекомых, а оттуда они могут распространиться далее.

Непременное требование к инсектицидам и моющим средствам - низкая токсичность для теплокровных и других обитателей экосистем. Так, многие моющие средства в больших количествах токсичны для человека. Моющие средства не должны повреждать кожу, ткани, посуду, вызывать аллергию или раковые заболевания, должны легко смываться с поверхности, не образовывать токсичных соединений.

Очень важно, чтобы эти вещества не имели кумулятивных свойств. Кумуляция - способность вещества накапливаться в организме при многократном поступлении или вызывать накопление патологических изменений, связанных с длительным действием яда. Так, вредные вещества, попавшие в водоем, накапливаются в телах его обитателей, передаваясь по цепям питания - от жертвы к хищнику. Организм, накопивший таким образом большую дозу вредных химических веществ, умирает. Вылавливая из водоемов рыбу или других обитателей, идущих в пищу, человек получает накопившиеся в них вредные вещества и сам становится очередным звеном накопления.

Со временем химические вещества распадаются. Продукты распада также должны быть нетоксичными для обитателей экосистем.

Инсектициды должны обладать селективностью при воздействии на организмы. Желательно, чтобы безвредные насекомые и остальные представители типа членистоногих по возможности не страдали при обработке мест их обитания средствами от вредителей.

Основная часть применяемых в настоящее время токсичных веществ дает всеобщий эффект, поэтому ослабить их воздействие на фауну можно, лишь тщательно выбирая подходящие препараты, сроки и методы их применения, используя минимально необходимые дозировки.

ОТКУДА ПАРАЗИТЫ?

6. В поселке N, расположенном в глухой тайге, произошла вспышка опасного заболевания людей. Как выяснить наиболее вероятный путь, по которому попал в поселок его возбудитель? Если болезнь природно-очаговая, то как установить границы этого очага? Какие меры позволят снизить угрозу повторных вспышек болезни?

Медикам известны практически все опасные заболевания людей, поэтому будем исходить из того, что это заболевание, возбудители которого известны, так же как пути заражения и методы лечения.

Так как заболевание поразило многих людей в короткий период времени, то оно должно было возникнуть из-за микропаразитов, которыми могли оказаться бактерии, вирусы, простейшие (например, трипаносомы, вызывающие сонную болезнь, плазмодии - возбудители малярии) или грибки.

Микропаразитов можно разделить на передаваемых от одного хозяина к другому непосредственно и при участии вида-переносчика.

Непосредственная передача возбудителя бывает почти мгновенной, как в случае с венерически ми заболеваниями и с паразитами, живущими короткое время в образующихся при кашле и чихании капельках влаги. В других случаях паразит долго находится в стадии покоя, "поджидая" нового хозяина, и попадает в него с пищей или водой.

Для определения источника инфекции применительно к непосредственно передаваемым паразитам надо взять пробы почвы, воздуха или воды, а также выяснить, приезжали ли в поселок новые люди и не могли ли они быть источником заболевания. Необходимо также послать запрос о случаях подобного заболевания в других районах. В зависимости от результатов можно сделать вывод о том, откуда попал в поселок возбудитель. Не стоит забывать, что эта вспышка могла быть результатом завоза недоброкачественных продуктов. Повторная вспышка таких кишечных инфекций обычно пресекается соблюдением простейших правил гигиены.

Если возбудители прямо передаются от человека к человеку, скорость распространения обычно прямо пропорциональна частоте встреч зараженных хозяев с восприимчивыми незараженными. Поэтому больных следует изолировать, чтобы они не контактировали с другими людьми.

После распространения эпидемии в популяции высших животных, в том числе и людей, выздоровевшие особи могут приобрести иммунитет. В результате частота контактов с возбудителем восприимчивых организмов снижается, а значит, падает и скорость размножения паразита и распространения заболевания. В медицинской практике этого можно добиться путем вакцинации.

Рассмотрим теперь случай, когда микропаразит передается с помощью другого вида-переносчика. Часто человек является лишь одним из возможных хозяев возбудителя болезни. В таком случае в природе имеются очаги заболевания, независимые от присутствия в них человека. В этом случае болезнь природно-очаговая.

Одним из самых распространенных природно-очаговых заболеваний является клещевой энцефалит. В процессе освоения тайги в 1930-е годы появились заболевания, связанные с поражением головного мозга, что вело или к смерти, или к неизлечимой инвалидности. Вирусологи установили, что возбудителем болезни является вирус, локализующийся в мозге человека. Болезнь не передается от человека к человеку. Многие больные указывали, что когда они бывали до заболевания в тайге, то на них нападали клещи. Именно тогда был открыт вирус энцефалита, и одновременно было доказано, что клещи являются переносчиками этого вируса. Во всех местах, откуда поступали больные, обнаруживали клещей, и многие из них оказались зараженными вирусом. Ученые доказали, что передача возбудителя идет через слюну клеща, когда он сосет кровь.

Возникает вопрос: откуда же сами клещи черпают вирус энцефалита? Выяснилось, что на ранних стадиях метаморфоза (личинка, нимфа) клещ питается на грызунах, насекомоядных, птицах (особенно живущих в нижнем ярусе леса). С бурундука, зайца и белки были добыты клещи, оказавшиеся зараженными вирусом энцефалита. Взрослые клещи питаются преимущественно на крупных млекопитающих - копытных и хищниках.

Таким образом, очаг этого заболевания существует в дикой тайге за счет клещей, паразитирующих на диких животных. Получив вирус, например, от больного грызуна, клещ передает его другому грызуну и т. д. Границы очага устанавливаются путем отлова животных - возможных хозяев клещевого энцефалита и исследования их на наличие возбудителя. Если чело век проникнет в такой очаг и на него нападут голодные клещи, он может заболеть энцефалитом.

Мероприятия по борьбе с инфекцией направлены обычно на уничтожение переносчиков и лишь косвенно влияют на самих паразитов. Со многими передаваемыми переносчиками болезнями человека и домашних животных борются в первую очередь инсектицидами.

Если имеются другие виды-хозяева, иногда целесообразно уничтожать их вместе с видами-пере носчиками. Так, в случае клещевого энцефалита основных хозяев вируса в тайге - мелких грызунов уничтожают отравленными приманками и другими методами.

Надо ограничить пребывание людей там, где живут переносчики. Если же люди обязательно должны здесь находиться, территорию очищают от травы, валежника, низкорослых кустарников и обрабатывают акарицидами (средствами от клещей). Большие территории обрабатывают с самолетов и вертолетов. Распашка земель также губит клещей, так как мелкие грызуны бегут с пахоты и клещи лишаются питания. Меняют место выпаса скота, из-за чего клещи на пастбище также лишаются источников питания и гибнут. Скот обрабатывают акарицидными препаратами. Местному населению и приезжающим делают прививки.

ЖИЗНЬ НА СЧЕТЧИКЕ

7. Предложите различные методы, с помощью которых можно экспериментально определить суточные энергозатраты животного (в качестве примеров рассмотрите гусеницу тутового шелкопряда, ужа, мышь и человека). Какие из этих методов, по вашему мнению, дадут наиболее точную информацию, а какие - чреваты ошибками и почему? Какие из методов легче реализовать на практике, а какие - труднее? (Имейте в виду, что ответы на эти вопросы могут зависеть от особенностей изучаемого животного.)

Интенсивность энергетического обмена можно определить тремя способами.

Первый состоит в том, что вычисляют разность между энергетической ценностью всей потребленной пищи и энергетической ценностью всех выделений (главным образом, мочи и кала). Такой способ основан на предположении о постоянстве состава организма, поэтому он неприменим при работе с растущими животными или с животными, у которых изменяется запас жира или иных веществ. Этот метод технически сложен, и для точности результатов необходим достаточно длительный период наблюдений: нужно убедиться, что организм животного не претерпел существенных изменений в размерах и химическом составе. То есть данным методом можно определять энергозатраты только взрослых особей ужа, человека и мыши. Для гусениц тутового шелкопряда он неприменим, так как они находятся в процессе роста.

Второй способ основан на определении общей теплопродукции организма. Здесь учитывается все использованное "топливо", и в принципе этот метод наиболее точен. Практически определения производят, помещая организм в калориметр. При этом можно получить весьма точные результаты, но технически вся процедура очень сложна. При расчете общей теплопродукции необходимо вводить поправки на нагрев потребляемой пищи, испарение воды и т. п.

Третий способ определения интенсивности обмена основан на измерении количества кислорода, используемого в процессах окисления, при условии, что известно, какие вещества подверглись окислению. Измерять потребление кислорода технически несложно, и такой метод настолько широко применяется для оценки интенсивности обмена, что эти два понятия часто употребляются как взаимозаменяемые. Последнее, разумеется, неправильно; например, полностью анаэробные организмы совсем не потребляют кислорода, но это вовсе не значит, что их метаболизм равен нулю. Животное при третьем способе измерения обмена помещают в герметичную камеру и следят за падением давления воздуха внутри ее. В случае с гусеницами тутового шелкопряда можно определить затраты не одной особи, а целой группы, а затем рассчитать объем потреблен ного кислорода, а значит, и энергозатраты на одно животное. Человека же можно снабдить маской с трубкой, через которую отводится для анализа весь выдыхаемый воздух.

Почему количество потребляемого кислорода может служить мерой интенсивности обмена? Дело в том, что количество тепла, выделяющееся при использовании литра кислорода в метаболических процессах, почти не зависит от того, окисляются ли белки, жиры или углеводы. Если окислению подвергается обычная смесь питательных веществ (углеводов, белков, жиров), то ошибка будет незначительной. К тому же определение интенсивности обмена в большинстве случаев вообще не отличается высокой точностью - не из-за недостатков имеющейся аппаратуры, а из-за большой изменчивости таких факторов, как двигательная активность животного и другие физиологические функции.

Конечно, определять каждый раз суточные энергозатраты разных организмов очень трудоемко. Тем более что эти энергозатраты изменяются в зависимости от жизнедеятельности животного. Так, дополнительная энергия нужна для переваривания пищи; и для змеи, например, суточные энергозатраты будут изменяться в зависимости от того, когда в последний раз ее кормили. В период роста часть энергии идет на образование новых тканей. В организме происходят и другие процессы синтеза: формирование перьев и шерсти при линьке, развитие половых продуктов во время размножения, накопление жировых резервов перед миграциями и зимовками и т. д.

Существуют таблицы, в которых указаны измеренные этими способами энергозатраты некоторых животных при разных видах деятельности. Чтобы определить общий расход энергии, достаточно отметить, сколько времени за сутки животное занималось той или иной деятельностью, и подсчитать суточный расход энергии.

При этом надо вносить поправку на температуру (так как активность обмена у холоднокровных зависит от температуры, а теплокровные тратят некоторую энергию на поддержание постоянной температуры тела). Для этого также есть специальные таблицы. Чтобы определить энергозатраты на рост организма, нужны дополнительные расчеты.

ИНФОРМАЦИЯ С ДУШКОМ

8. В каких случаях для передачи и получения информации от животного к животному целесообразно использовать химические соединения? Подтвердите примерами ваши соображения и поясните, почему в этих ситуациях химический способ обмена информацией оптимален.

На первый взгляд непонятно, почему животные часто используют запаховую коммуникацию. Кажется, было бы достаточно зрительных и звуковых сигналов.

Но запаховые сигналы могут передаваться на большое расстояние, и незначительного количества пахучего вещества вполне достаточно, чтобы передать необходимую информацию. Вспомним, что самцы бабочек чувствуют феромоны, выделяемые самкой в ничтожно малых количествах, за несколько километров от источника и летят точно к нему.

Несомненно, важна способность пахучих веществ долго сохраняться, то есть информация, передаваемая ими, может быть доступной длительное время. Территориальные млекопитающие, живущие большую часть года в одиночестве, метят свой участок и таким образом передают информацию о себе соседям. В свою очередь, это животное "читает" информацию, оставленную соседями. Из-за большой площади, занимаемой одним животным, зрительные контакты, а порой и звуковые, между такими соседями ограничены, пахучие же метки можно разобрать спустя долгое время после того, как они оставлены.

Длительность сохранения информации важна для рабочих муравьев, которые оставляют запаховые метки на пути к найденной пище. По меткам затем пройдут вереницы муравьев, добывающих пищу. Никакие другие способы передачи информации в данном случае не подходят.

Химические вещества контролируют жизнь общественных насекомых. Определенный запах личинок заставляет рабочих муравьев их кормить, отсутствие же запаха означает сигнал неблагополучия. Вещества, выделяемые маткой, определяют жизнь муравейника или улья. Так, у пчел матка выделяет вещества, которые, будучи проглоченные кормилицами, подавляют активность их яичников и препятствуют превращению кормилиц в возможных соперниц матки. Если матка погибает, а молодая матка еще не выросла, рабочие пчелы не получают этих веществ, и некоторые могут превратиться в новых маток, заменяющих старую (из них выживет в конце концов только одна).

С помощью пахнущих веществ передаются сигналы о принадлежности к виду, популяции и даже о поле животного. Такими сигналами пользуются чуть ли не все виды млекопитающих. При слабоватом зрении и слухе или там, где их невозможно использовать (например, в темноте), это единственный способ получить информацию друг о друге.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Абитуриенту -- на заметку»

Детальное описание иллюстрации

Необычен цикл размножения семнадцатилетней цикады, живущей на юге США. Из яичек, отложенных самкой на растениях, выходят личинки, которые закапываются в почву и живут там, питаясь корнями растений, в течение 17 лет. И только потом цикады, получившиеся из личинок, массами выходят наружу и начинают размножаться. Так что у этого вида сезон размножения наступает раз в 17 лет.