Обитатели пояса Койпера

Анна Сдобина

Окончание. Начало см. «Наука и жизнь» № 1, 2024 г.

Хуамеа и её кольцо в представлении художника. Иллюстрация: Instituto de Astrofisica de Andalucia (IAA-CSIC).

Какие ещё небесные тела, оставшиеся не у дел после формирования Солнечной системы, кроме карликовой планеты Эриды, описанной в первой части статьи, оказались в далёком поясе Койпера? Некоторые из них достаточно хорошо изучены и преподнесли исследователям немало сюрпризов.

Эллипсоидная Хаумеа

Это, пожалуй, самый странный объект в поясе Койпера из всех, что астрономам довелось увидеть. Карликовая планета настолько мала, что её сил гравитации не хватило, чтобы сформировать сферу. Быстрое вращение придало ей продолговатую (эллипсоидную) форму, чем-то напоминающую камень морской гальки. Однако, несмотря на свои скромные размеры (длина — 2322 км, ширина — 1700 км и высота — 1138 км), Хаумеа имеет два спутника и даже кольцо.

Что из себя представляет эта карликовая планета? Как такую малютку смогли обнаружить учёные, и кому это удалось, ведь найти крошечные объекты на таком далёком расстоянии — задача не из лёгких.

Интригующее открытие