Удивительные путешествия обыкновенной кукушки

Доктор биологических наук Леонид Соколов, Биологическая станция «Рыбачий» Зоологического института РАН

Посвящается Виктору Николаевичу Булюку, руководителю проекта
по изучению миграций обыкновенной кукушки на Биологической
станции «Рыбачий» Зоологического института РАН,
безвременно погибшему осенью 2022 года.

На руке орнитолога Виктора Булюка — обыкновенная кукушка с передатчиком. Фото Сергея Симонова.

Долгое время о путях миграции обыкновенной кукушки — той самой, которая сама птенцов не выращивает, а подкидывает яйца другим видам птиц, — известно было очень мало. Орнитологи предполагали, что кукушки отправляются осенью в тропические страны Африки и Юго-Восточной Азии за любимой едой — гусеницами насекомых, но какими конкретно путями они летят, в каких странах зимуют и как весной возвращаются домой, в район своего рождения, оставалось тайной. И только с появлением высокотехнологичных методов слежения за перемещениями птиц картина стала проясняться. Сотрудники Биологической станции «Рыбачий» на Куршской косе с помощью спутниковой телеметрии смогли проследить, как обыкновенная кукушка, обитающая от Балтики до Камчатки, достигает мест зимовки.

Ярко выраженная смена сезонов года в северной части Палеарктики, в биогеографическом регионе, охватывающем Европу и Азию к северу от Гималаев, сопровождается резкими изменениями условий жизни. Из более 600 обитающих здесь видов птиц большинство мигрируют в те части ареала, где они могут избежать неблагоприятных условий зимы. Зимовки этих птиц охватывают огромную территорию Палеарктики от умеренных широт Северного и Южного полушарий до субтропиков и тропиков. Многие птицы из Европы зимуют в Африке. По одним данным, численность зимующих на этом континенте европейских птиц более 5 млрд особей, по другим — от 1,5 до 2,9 млрд. В отличие от птиц, гнездящихся в Европе, виды из Средней Азии, Западной и Восточной Сибири пережидают неблагоприятное время года в основном на территориях Индостана и Юго-Восточной Азии. Но какое число птиц мигрирует осенью к этим районам, до сих пор не установлено.

Ареал размножения обыкновенной кукушки (Cuculus canorus) занимает бо́льшую часть территории Палеарктики — от Португалии и Исландии на западе до Камчатки и Чукотки на востоке, а на юг простирается до Средиземного моря, Китая, Кореи и Японии. Орнитологи давно предполагали, что область зимовок кукушек, размножающихся в Европе, располагается в тропической зоне Африки, к югу от зоны Сахеля*, но в каких именно районах этого континента зимуют представители данного вида, до последнего времени было неизвестно, несмотря на многолетнее кольцевание птиц в местах их размножения и на пролёте. Хотя в Европе было окольцовано более 19 000 кукушек, только несколько особей из них удалось поймать в Африке. Создание небольших спутниковых передатчиков с солнечными батареями более 10 лет назад без преувеличения совершило революцию в исследовании миграций обыкновенной кукушки...