«Декабрист» и другие шлумбергеры

Кандидат биологических наук Дмитрий Семёнов

Если спросить, какой кактус самый популярный и распространённый в культуре, его-то как раз и не назовут. Потому что ни колючек, ни толстенького стебля, ни причудливых деток-выростов у него нет. Не кактус он, а кустик со множеством сочных листочков и с яркими нарядными цветками, которые появляются на нём зимой у тех, кто ведает секреты выращивания.

И всё-таки это растение — безусловный кактус. У нас его называют «декабристом», во многих странах — «рождественским кактусом», а его ботанически корректное название — Schlumbergera spp., шлумбергера. Как первый по распространённости в мире кактус он заслуживает особого обсуждения. Мало того, что его часто и за кактус не признают, так с ним ещё связано множество ошибок и заблуждений.

Цветёт Schlumbergera x buckleyi.

Разговор про любой кактус правильно начать с хотя бы небольшого представления кактусов вообще.

Кактусы — ботаническое семейство Кактусовые (Cactaceae), которое входит в порядок Гвоздичные (Caryophyllales). К этому порядку относятся ещё два семейства преимущественно суккулентных растений: Аизооновые (Aizoaceae) и Дидиереевые (Didiereaceae).

Современными филогенетическими исследованиями подтверждено, что кактусы — монофилетическое семейство (то есть все кактусы произошли от одного предка), а формирование и развитие семейства началось в позднем эоцене 30—35 млн лет назад в области современных Центральных Анд.

Предки кактусов были «обычными» лиственными растениями, которые начали эволюировать, осваивая неблагоприятную для растений аридную (засушливую) среду и приобретая комплекс приспособлений для выживания в ней. Так прапракактусы становились суккулентами. Их суккулентная эволюция шла настолько успешно, что эволюционная радиация семейства стала одной из самых стремительных в царстве растений. Предки современных кактусов дифференцировались, специализировались и вскоре оказались среди наиболее распространённых растений американских пустынь и степей. Комплекс приспособлений придал им конкурентную эффективность не только в засушливых местах произрастания. И вот предки современных кактусов стали победоносно возвращаться в исконные тропические и субтропические леса, где они сформировали внушительную эволюционную кладу эпифитных и литофитных кактусов. В современной системе Кактусовых эта своеобразная группа составляет около 10% всего видового разнообразия семейства...