Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

"ЖИВОПИСНАЯ" КАРТИНА

Н. КОШЕВАЯ, художник-дизайнер

Кое-что о цветах как цвете, а не "цветке"

Одно из направлений современной флористики - флорраж: композиционный коллаж с использованием высушенных растительных материалов. Флорраж по своей сути декоративная "живописная" картина. Для ее создания необходимо в первую очередь знание законов цветовосприятия живописи.

Каждый сталкивался в своей жизни хоть раз с тем, что, зайдя в какое-нибудь помещение, вдруг начинал плохо себя чувствовать и не мог долго в нем находиться. А бывает и такое - сделан ремонт в квартире и вместо того, чтобы им наслаждаться, тянет из больших комнат на маленькую кухню. И во многом эти негативные ощущения определяет цвет.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Одним из первых, кто начал исследовать физиологическое и психологическое воздействие цвета, был немецкий поэт Гёте, считавший, что синий цвет вызывает чувство холода, красный - действует устрашающе, а зеленый - способен успокоить и глаза и душу.

В начале ХХ века интересное исследование провел французский ученый Ферэ. С помощью динамометра измерялась сила сжатия руки человека, затем этот же человек подвергался воздействию цветовыми лучами. Оранжевые лучи увеличивали силу сжатия руки в полтора раза, красные - в два. При кратковременной работе производительность труда увеличивалась при красном цвете и падала при синем, а во время длительной работы снижалась при синем и фиолетовом и увеличивалась при зеленом.

Другой ученый - Стефенеску-Гоанга из Румынии установил, что от оранжевого, желтого, красного цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс; обратные явления вызывают голубой, синий, фиолетовый и зеленый цвета.

Особое значение цвету как резерву лечения придавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев; он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ - ПОМОЩНИК ДИЗАЙНЕРА

Зрительные ощущения возникают у человека в результате воздействия электромагнитных волн (принято говорить "световых лучей") на чувствительную часть глаза. Благодаря зрительным ощущениям мы познаем величины предметов, их пропорции, конструкцию, объем, пространственное расположение, а также освещенность и цвет.

Естественной шкалой цветовых тонов служит спектр. Свет солнца принято считать белым, на самом деле сложный его состав можно наблюдать при прохождении солнечного луча через стеклянную призму. Вне зависимости от размера полученной спектральной полосы последовательность цветов неизменна: на одном конце находятся фиолетовые, на другом - красные цвета (в природе можно это видеть, наблюдая радугу). При расположении цветов спектра по окружности получают цветовой круг - основной помощник дизайнера при подборе цветовых сочетаний.

В цветовом круге представлены цвета, характеризующиеся определенной длиной волны; называют их хроматическими. В спектре нет белых, серых и черных цветов, образованных путем смешения нескольких других; их называют ахроматическими.

Обычно цветовой круг разделяют на две части - теплую и холодную. Теплые цвета - красный, оранжевый, желтый - напоминают цвет огня и солнца, несущий тепло и энергию. Холодные - синий, фиолетовый, зеленый - ассоциируются в нашем представлении с водой, льдом, лунным светом и оказывают расслабляющее действие.

Существуют и другие деления цветового круга, например на тяжелые и легкие цвета.

ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ ЦВЕТ

На две группы принято разделять и наши ощущения цвета. Ощущения ахроматических цветов: черный, белый и все серые (от самого светлого до самого темного), их отнюдь не три или четыре, а значительно больше - это мокрый асфальт, сажа, маренго, насыщенный черный, китайские белила. Все остальные - ощущения хроматических цветов.

Выделяя любой цвет, обращают внимание на его тон, светлоту (светосилу) и насыщенность (интенсивность). По цветовому тону глаз обычного человека способен различить до 150 переходов, тренированного - до 360 тонов.

Светлота цвета определяется коэффициентом отражения лучей, падающих на поверхность. Например, белая бумага отражает 85% падающего цвета, черный бархат - 0,03%. Светлота тесно связана с фактурой материала: чем больше света отражает та или иная поверхность, тем больше ее светлота. Так, гладкая белая бумага отражает падающий свет лучше и выглядит светлее, чем белая шероховатая.

Со словом "насыщенность (интенсивность) цвета" художники обычно связывают такие понятия, как "звучность", "глубина", и зависит эта величина от соотношения количества лучей, характеризующих цвет конкретной поверхности, со всем количеством лучей, отражаемых этой поверхностью.

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЗРЕНИЯ

Согласно трехкомпонентной теории зрения, все цветовые ощущения можно получить посредством смешения трех цветов - красного, синего и желтого; их так и называют - основные. Различают смешение цветов оптическое и пространственное. Закономерности пространственного смешения, прежде всего, необходимо учитывать при создании композиции, рассчитанной на восприятие с дальнего расстояния - более чем 3-4 метра. Как важны здесь располагаемые рядом цвета - будь то листья, лепестки или отдельные бутоны!

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

Наглядно оптическое смешение можно наблюдать при быстром вращении круга, составленного из секторов разного цвета. Для каждого хроматического цвета есть другой, от смешения с которым получается ахроматический цвет. Такие цвета, взаимно нейтрализующие друг друга, называются дополнительными. На цветовом круге они располагаются напротив, например оранжевый и голубой.

Смешивая два недополнительных цвета, получают новый, промежуточный цвет. Так, при смешении красного и синего получают фиолетовый.

Пространственное смешение происходит, если посмотреть с некоторого расстояния на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Это как раз то, с чем работает фитодизайнер, - своеобразная мозаика цветовых плоскостей и объемов. Оптическое и пространственное смешение не всегда совпадает. Например, расположенные рядом два дополнительных цвета усиливают друг друга, создают контрастную гамму, и, напротив, они бледнеют и становятся серыми, если их смешивают.

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

Любой цвет (как ахроматический, так и хроматический) на фоне более темных светлеет, а на фоне более светлых - темнеет.

Контраст называется светлотным, или ахроматическим, если изменяется только светлота, и хроматическим, если изменяется тон или насыщенность (либо то и другое одновременно).

Для лучшего восприятия композиции цвета, используемые для ее исполнения, не должны быть уравновешены, то есть находиться в равных пропорциях. Лучшее впечатление производят композиции с контрастными цветовыми сочетаниями. Не всегда могут похвастаться тем же монохромные произведения, хотя для интерьеров, выполненных в спокойной цветовой гамме, они подходят больше.

ГАРМОНИЧНЫЙ ФЛОРРАЖ

Многие, наверное, сталкивались в жизни с тем, что яркое и броское, например алые тюльпаны, вдруг тускнели, блекли в букете рядом с другими цветами. Необходимого гармоничного сочетания можно достичь медленно, путем проб, или быстро, используя знание законов цветоведения, о которых мы уже рассказали. Для начала запомните: нет цвета как такового, он существует лишь в соотношении с другими.

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

Контрастная композиция "Солнечные блики" (эта и все другие картины выполнены автором статьи художником-дизайнером Н. Кошевой).

Цветы и растения подбирают по цветовой гамме. Наиболее контрастные цвета(называемые часто дополнительными) расположены на цветовом круге по диагонали напротив друг друга, например зеленый и красный или желтый и фиолетовый. Учитывая это, находят растительный материал: лепестки хризантемы, желтой циннии, подсолнуха, соцветия таволги, цветки календулы, мать-и-мачехи, фиолетовые цветки дельфиниума, сиренево-фиолетовые листья девичьего винограда, листья клена, в зависимости от того, какой цвет будет преобладать в картине - желтый или фиолетовый. Растительным материалом заполняют 1/2 площади фона. При желто-фиолетовой гамме фон должен быть спокойным, светло-желтым.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Дела домашние»

Детальное описание иллюстрации

Картина "Посвящение борцам с ветряными мельницами". Чтобы выполнить ее в сиренево-фиолетовой гамме, подобраны для центральной части цветки гортензии, для каймы - темно-фиолетовые цветки лесной пеларгонии, сиреневые соцветия астильбы, нежно-сиреневые соцветия гипсофилы, лепестки цветков альстремерии и лилии, а также листья разных растений.
Не только распределение цвета и света, но и подбор цветовой гаммы помогает ярче выразить содержание композиции "Прозрачный покров", создать в ней определенное настроение. В работе использованы листья дерева Будды, обработанные по специальной технологии и окрашенные в разные цвета.
На нежно-розовом фоне особенно гармонируют молодые листья и малиновые цветки розы. Облегчают композицию картины "Малиновый этюд" лепестки гвоздики и покрашенные в малиновый цвет метелочки пампассной травы.
Монохромная композиция "Дуновение ветра". Основной растительный материал: цветки дельфиниума - от нежно-розового до темно-сиреневого, сиреневые осенние листья сныти, осенние листья одуванчика и соцветие-зонтик цветущей сныти.