Обжигаемый Солнцем: экскурсия на Меркурий

Анна Сдобина

Меркурий кажется на первый взгляд скучным миром, где совершенно ничего не происходит. Над выжженной скалистой пустошью простирается разрежённая дымка атмосферы (её состав: 42% кислорода, 29% натрия, 22% водорода, 6% гелия, 0,5 % калия и 0,5 % других компонентов). Она не в состоянии защитить планету от ударов непрошеных гостей, поэтому здесь множество кратеров самого разного возраста и размера. Над безмолвными просторами в некоторых районах возвышаются невысокие горы. Повсюду разбросаны валуны и мелкие камни. Тени перемещаются по своему маршруту, то уступая место яркому солнечному свету, то скрывая причудливый рельеф. И так изо дня в день. Какие же тайны и интересные особенности скрывает Меркурий?

Изображение Меркурия, полученное аппаратом NASA «Мессенджер» в 2008 году. Цвета поверхности не совсем «настоящие», они — результат объединения серии снимков в разных спектральных диапазонах. Источник: NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Carnegie Institution of Washington.

Секрет рождения

Несмотря на то, что Меркурий расположен не так далеко от Земли, изучать эту планету крайне трудно. Не всегда можно найти её на небе, часто этому мешает Солнце. А когда Меркурий всё же появляется на небосводе, то из-за близости к нашему светилу виден либо незадолго до рассвета, либо спустя некоторое время после заката, поэтому его нелегко заметить на весьма светлом небе.

Меркурий — самая маленькая планета Солнечной системы. Его средний диаметр составляет 4880 км. По своим габаритам он даже уступает спутнику Юпитера Ганимеду (средний диаметр 5268 км) и спутнику Сатурна Титану (средний диаметр 5152 км). Однако, несмотря на свои скромные размеры, он достаточно плотный, поскольку имеет такую же поверхностную гравитацию, как и Марс, средний диаметр которого 6779 км. И хотя Меркурий по сравнению с другими планетами выглядит крошечным, он намного массивнее Ганимеда и Титана. Его масса составляет 3,3x1023 кг, а масса Ганимеда и Титана 1,48x1023 кг и 1,35x1023 кг соответственно, то есть Меркурий тяжелее обоих крупнейших спутников в Солнечной системе вместе взятых. Эти факты указывают на его своеобразное строение. Предполагается, что первая от Солнца планета имеет твёрдую силикатную кору толщиной от 15 до 37 км и мантию толщиной 600 км, покрывающую твёрдый внешний слой ядра, состоящего из сульфида железа, более глубокий слой жидкого ядра и твёрдое внутреннее ядро. В общем, ядро Меркурия занимает около 3/4 его диаметра — это около 3600 км, что примерно равно среднему диаметру Луны — 3474 км. Почему же у Меркурия такое большое ядро?

Есть несколько гипотез. По одной из них, Меркурий не особо отличался от других каменистых тел Солнечной системы, а его масса была в 2,25 раза больше нынешней. Однако около 4 млрд лет назад он столкнулся с массивным телом (примерно в шесть раз легче его самого) диаметром в несколько тысяч километров. Это столкновение лишило Меркурий коры и верхних слоёв мантии и сместило его на орбиту, где мы наблюдаем его сейчас. Орбита получилась самой вытянутой из всех орбит планет Солнечной системы, да ещё наклонённой к плоскости эклиптики на 7 градусов. В перигелии Меркурий более чем в полтора раза ближе к Солнцу, чем в афелии, соответственно в 45,9 млн км и 69,7 млн км от него...