В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун

Анна Сдобина

Здесь практически нет света и тепла: лишь слабое далёкое сияние Солнца доходит до сапфировых облаков ледяного гиганта, медленно вращающегося по своей орбите. Этот мир выглядит холодным и пустынным, но так ли здесь всё тихо и спокойно, как кажется на первый взгляд?

Фотография Нептуна, полученная автоматической межпланетной станцией «Вояджер-2» 20 августа 1989 года. Источник: NASA/JPL/Voyager-ISS/Justin Cowart.

История поисков

Даже если вы окажетесь посреди Тихого океана, там, где нет ни смога, ни городской засветки, как бы вы ни вглядывались в ночное небо, вам не удастся увидеть без оптического вооружения последнюю планету Солнечной системы. Именно поэтому древние астрономы даже не догадывались о её существовании. Странную синеватую звезду обнаружил на небе Галилео Галилей спустя несколько лет после того, как в 1609 году смастерил свой первый телескоп. Тогда знаменитому итальянскому астроному показалось, что сия находка неподвижна, а значит, данный объект не является планетой. Увы, сделавший такой вывод изобретатель телескопа не считается первооткрывателем Нептуна.

После того, как в 1781 году Уильям Гершель открыл планету Уран, астрономы стали пристально следить за его неспешным перемещением. Первые астрономические таблицы с координатами орбиты Урана создал в 1821 году французский астроном Алексис Бувар. Более поздние наблюдения показали существенное отклонение в движении седьмой планеты от расчётного, описанного в этих таблицах. Английский астроном Томас Джон Хасси догадался, что такое странное поведение Урана может быть вызвано только другой массивной планетой, находящейся ещё дальше. Возможно, Уран — не последняя планета в Солнечной системе, а значит, поиски необходимо проводить более тщательно и, конечно же, работать над усовершенствованием телескопов, чтобы суметь заглянуть в самые глубины владений Солнца. Но пока оптика ещё оставляет желать лучшего, на помощь приходит математика...