Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Антон Первушин

Продолжение. Начало см. «Наука и жизнь» № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 2023 г.

Джон Фиске (1842—1901), при рождении — Эдмунд Фиске Грин, американский философ и историк; закончил Гарвардскую юридическую школу и работал адвокатом; с 1861 года публиковал свои статьи и эссе в массовых изданиях; выступал с лекциями по американской истории в США и Великобритании; занимался философской интерпретацией теории эволюции Чарльза Дарвина и доказал, что естественный отбор больше не распространяется на человека. Фотоснимок неизвестного автора. 1867 год. Из книги: The Life and Letters of John Fiske in Two Volumes. Volume I. Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1917.

VIII. СЕМЕНА ЖИЗНИ

В конце ХIХ века участники дискуссии о возможной обитаемости космоса определились с принципиальными позициями. Одни говорили, что Земля уникальна, а появление на ней жизни предопределили особые природные условия; другие уверяли, что законы Вселенной способствуют возникновению жизни в любом подходящем месте, поэтому инопланетян должно быть достаточно много и некоторые из них превзошли человечество по уровню развития. Бесконечный спор могли разрешить только прямые научные доказательства в пользу населённости или, наоборот, стерильности соседних планет. Однако с их получением возникла серьёзная проблема.

Космическая философия

С ростом научных знаний обсуждение проблематики инопланетной жизни становилось всё более причудливым и разнообразным. В частности, появилась так называемая космическая философия — ещё одна версия космизма (то есть учения о единстве человека и космоса на фундаментальном уровне бытия). Конечно, некоторые её положения можно отыскать и в трудах античных мыслителей, и в высказываниях Джордано Бруно, и в полемике прогрессивных теологов, однако наконец-то она отталкивалась не от общих соображений, а от передовых открытий и теорий.

Основополагающим трудом для нового мировоззрения стал двухтомник гарвардского философа и историка Джона Фиске «Черты космической философии, основанной на учении об эволюции» (Outlines of Cosmic Philosophy Based on the Doctrine of Evolution, 1874). Автор называл современный ему космизм высшей стадией развития философии: «Слово “Cosmos” [Космос], в силу своей этимологии и строгого научного употребления, является противоположным коррелятивом [то есть превращением звуков в разных словах с одним корнем] слову “Chaos” [Хаос]. Оно обозначает всю феноменальную вселенную; оно означает упорядоченное единообразие природы и отрицание чуда или постороннего вмешательство любого рода... Хотя они [прежние философы] стремились объяснить вселенную явлений, их объяснения были не чисто космическими, а в большей или меньшей степени антропоморфными. Вместо того чтобы ограничиться интерпретацией единообразия сосуществования и порядка, открытого наукой, они прибегли к непроверяемым гипотезам, касающимся сверхъестественных существ и оккультных сущностей, и таким образом усложнили концепцию Космоса концепцией антропоморфных сил, которые являются внекосмическими. Мы видели, что процесс научного обобщения, лежащий в основе развития философии от эпохи к эпохе, характеризуется не устранением этих факторов, а их интеграцией в единую Силу, с которой снимаются антропоморфные атрибуты и которая рассматривается как выявленная в Космосе и через него»...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее