Загадочные песни тусклой пеночки

Татьяна Зимина

Многие виды птиц помнят и периодически воспроизводят десятки и даже сотни типов песен. Правда, в большинстве случаев разные типы песен имеют одинаковое назначение (или, как говорят специалисты, функционально не различаются), хотя считается, что изменчивость пения может играть определённую роль в коммуникации, то есть в общении между птицами. Ведь пение бывает по-разному организовано. В зависимости от этой организации смысл вокала может меняться.

Песни типа I (a), песни типа II (b, c) и тревожные позывки (d) Phylloscopus humei. Примеры вокализаций каждого типа взяты от разных самцов. Пунктирные линии разделяют песни типа II, сходные у разных особей.
Самец Phylloscopus humei, услышав фонограмму пения другого самца, воспринимает глиняную модель, расположенную рядом с динамиком, как «вторгшегося чужака» и отвечает характерными позывками, а иногда атакует модель. На фото зафиксированы некоторые агрессивные реакции: a — удары в голову клювом; b — удары лапами; c — удар клювом в глаз; d — зависание в воздухе напротив модели.

Есть птицы, у которых известны только два режима пения. Первый из них представляет собой последовательное повторение одного и того же типа песни — песни типа I. Второй режим более сложный, он включает несколько чередующихся типов песен — их называют песнями типа II. Эти два режима отличаются и тем, как организовано пение: то ли это монотонное повторение одного типа песни, то ли вокал более разнообразный. Но что важнее для общения птиц — структура песен или организация вокала?

Самые певчие из птиц — воробьинообразные, к которым относится и главный певец Евразии — соловей. Кстати, более всего исследований проводится именно на воробьиных. В их числе — тусклая пеночка, латинское название которой Phylloscopus humei, а ещё у неё есть другие имена: тусклая зарничка и горная зарничка. Последнее название не случайно: эти пернатые гнездятся в горных лесах — лиственных и разреженных хвойных.

Светлана Мещерягина из Института экологии растений и животных УрО РАН и Алексей Опаев из Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН в 2019—2021 годах в начале периода размножения (гнездования) тусклой пеночки изучали её акустическую сигнализацию, то есть пение и так называемые позывки — короткие одиночные сигналы. Исследования вели в заказнике «Позарым» в Хакасии, располагающемся на высотах от 900 до 2900 м. Орнитологи пытались выяснить, насколько различно назначение песен типа I и типа II. Первый тип представляет собой удлинённый звук «тсии», второй звучит как «тсип-тсип» и он более низкочастотный. Эти два типа песен легко различить на слух. Орнитологи предположили, что и назначение этих песен неодинаково. И действительно, в начале сезона гнездования преобладают песни первого типа, а позже чаще вместо «тсии» можно услышать «тсип-тсип».

В своих экспериментах исследователи имитировали вторжение другой особи мужского пола на территорию данного самца, для чего через динамик транслировали песню, характерную для тусклой пеночки, и затем отмечали, как реагирует на это пение «территориальный» самец. А именно, какие песни он затягивает в ответ и не атакует ли пришельца — глиняную модель Phylloscopus humei. Не все птицы откликнулись на звуковую провокацию: из 39 холостых самцов таких оказалось 20. Их ответную реакцию — пение, позывки, перелёты, атаки глиняной модели — и анализировали орнитологи.

Они выделили у самцов Phylloscopus humei всего четыре типа вокала — песни типа I и типа II, тревожную и дребезжащую позывки. Причём наиболее часто песни были спонтанными (типа I), то есть исполнялись практически вне зависимости от внешней ситуации. Одиночные сигналы тревоги чаще издавались, если хищник или наблюдатель находились вблизи гнезда, а дребезжащие позывки — в случае погони за вторгшимся на «частную» территорию чужаком-самцом или за самкой, которая долгое время не залетала в гнездо для насиживания яиц.

В экспериментах во время трансляции пения чужака орнитологи ожидаемо отметили увеличение числа позывок обоих типов. Одновременно во время звуковой трансляции и сразу после неё можно было услышать песни типа II. Но исследователи не исключают, что песни типа II не означают лишь агрессию. Возможно, они используются и для коммуникации между самцами, находящимися на больших расстояниях друг от друга, и это может быть даже песенная «дуэль» самцов, располагающихся вблизи общей границы соседних участков.

Алексей Опаев и Светлана Мещерягина опровергли бытующее мнение, что песни типа II индивидуальны — якобы каждый самец имеет свой, оригинальный вариант песен этого типа. В проведённых экспериментах некоторые самцы исполняли фактически одинаковые песни типа II, то есть это были общие песни с одинаковой структурой. Данное явление известно для воробьиных птиц и связывается с их вокальным научением. Однако назначение (функциональный смысл) общих песен до конца неясно.

В целом исследователи пришли к мнению, что два разных по структуре типа песен используются тусклой пеночкой в разных ситуациях. Песни типа I чаще всего предназначены для обозначения занятости участка и привлечения самки. Песни типа II могут быть задействованы для «добрососедского» общения самцов рядом расположенных участков.

Иллюстрации из статьи: Мещерягина С. Г., Опаев А. С. Структурно-функциональные особенности двух типов песни у Phylloscopus humei (Phylloscopidae). // Nature Conservation Research. Заповедная наука. Т. 8(1). С. 96—107. 2023.