Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СТЕРЕОСЪЕМКА ЦИФРОВЫМ ФОТОАППАРАТОМ

С. ВЕЛИЧКИН (http://stereoscop.chat.ru).

В 1968 году журнал "Наука и жизнь" рассказывал о том, как сделать стереоаппарат из двух фотоаппаратов "Смена". Конечно, мы не предлагаем распиливать ножовкой две цифровые камеры и склеивать из них стереоаппарат. Есть другой, давно известный способ последовательной съемки двух кадров одной камерой, со сдвигом камеры на расстояние параллакса. А использование современной цифровой фотокамеры (с матрицей более 2 мегапикселей) с редактированием полученных изображений на компьютере позволило резко повысить качество стереоснимков.

Метод последовательной съемки двух кадров стереопары одной камерой хотя и подходит не для всех случаев - не должно быть движущихся объектов, - все равно оставляет простор для творчества.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Снимая стереопару нужно помнить о том, что при обработке и подгонке придется обрезать несовпадающие и нарушающие стереоэффект части стереокадров, поэтому главный объект съемки не должен занимать весь экран.

Основное отличие стереоскопической съемки в том, что она ведется с двух точек, и казалось бы, сдвиг камеры (параллакс) должен быть равен расстоянию между глазами, как и было, например, в стереофото камере "Спутник". Но практика показала, что при съемке на больших расстояниях, например архитектурных ансамблей, параллакс можно значительно увеличить, тем самым усилив стереоэффект (самодельный аппарат из двух "Смен" имел расстояние между объективами 11 см).

Основным достоинством способа съемки одной камерой как раз и является то, что вы можете задать любой параллакс (см. таблицу).

На сайте http://stereoart.ru/ вы найдете подробный расчет величины параллакса и другие секреты стереосъемки: например, чем отличается способ, когда камера смещается параллельно на величину параллакса, и способ, при котором одновременно со смещением камера поворачивается, как бы вращаясь вокруг объекта. Нестрашно, если вы сдвинете камеру на сантиметр больше или меньше - при просмотре глаза приспособятся и стереоэффект вы увидите.

При съемке важно также учитывать взаимное расположение объектов - наилучший стереоэффект получится при наличии переднего, среднего и дальнего планов.

Мы говорили, что снимать можно только неподвижные объекты, но можно попросить подвижный объект замереть на минутку и сделать стереоскопический портрет.

С цифровой фотокамерой удобно пробовать разные варианты: не получилось - стираете и пробуете другие параметры.

После перекачки фотографий в компьютер можно приступать к их обработке. Работать будем в графической программе "Adobe PhotoShop".

Откройте обе фотографии, из которых вы хотели составить стереопару. Так как при съемке мы не меняли никакие параметры, фотографии должны быть одинаковые по яркости и цвету, но если они заметно отличаются, поправьте нужный кадр - Image Adjustments Brighness/Contrast.. или Color Balance... (илл. 1).

Скопируйте правую картинку, используя инструмент "перемещение" из палитры инструментов (можно просто преретащить мышкой, зажав левую клавишу), на левую фотографию. При этом в палитре Layers появится новый слой Layer 1, в этой же палитре задайте прозрачность этого слоя Opacity: примерно 50%, чтобы на экране были видны обе фотографии, просвечивающие одна сквозь другую (илл. 2).

Инструментом "перемещение" можно двигать слой с правой фотографией (при этом дожен быть выделен слой Layer 1). Двигая верхнюю картинку, совмещаем оба изображения по вертикали. Для точности можно использовать направляющие - они вытаскиваются из линеек, а если линеек нет на экране, включите их Wiew Rulers. Если необходимо, можно повернуть верхнюю картинку - Edit Transform Rotate или изменить размер Scale. Когда картинки выровнены по высоте и смасштабированы, можно приступить к выравниванию по горизонтали: нужно сдвигать картинку, пока не совместится передний план, при этом остальные планы должны разъезжаться, причем чем дальше находится объект, тем больше расхождение между правой и левой фотографиями. Когда вы убедитесь, что картинки выровнены так, как надо, можете обрезать лишние части- выключая по очереди глазок на палитре Layers, определите пустые области, которые необходимо отрезать, инструментом "вырезание" определите границы сдвоенной фотографии - и, щелкнув два раза левой клавишей мышки, получите откадрированную сдвоенную фотографию (илл. 3).

Теперь нужно вернуть полную непрозрачность верхнему слою - опять в палитре Layers добираемся до Opacity и устанавливаем 100%. Осталась последняя операция, и почти готовую стереофотографию лучше сохранить. Сохранять картинку со слоями нужно с расширением .psd , при открытии такого файла вы сможете продолжать работу со слоями дальше. Перед заключительным этапом работы нужно определиться, каким способом вы будете рассматривать стереопар у (см. "Наука и жизнь" № 6, 2002 г.).Если коротко - при параллельном способе расстояние между центрами изображений не должно превышать 6,5 см (как в журнале "Наука и жизнь"), перекрестный способ не имеет таких ограничений и подходит для печати фотографий больших форматов и для просмотра стереопар на экране компьютера. Для параллельного способа откройте в меню Image Canvas Size... и в окошке размера по горизонтали Width увеличьте значение ровно в два раза, а в окошке Anchor щелкните на левом секторе, при этом к картинке справа прибавится пустое место (илл. 4).

На это место мы и сдвинем верхний слой с правой фотографией. Осталось свести все слои в один командой Flatten Image в палитре Layers и сохранить готовую стереофотографию с нужным вам расширением, например .jpg, с высоким качеством. Для перекрестного способа просмотра делаем то же самое, только в окошке Anchor: нужно щелкнуть на правом секторе, прибавив пустое место, и сместить верхний слой налево. (илл. 5)


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек с фотоаппаратом»

Детальное описание иллюстрации

Конечно, таскать с собой линейку и вымерять параллакс не очень удобно - воспользуйтесь своей рукой - 'инструментом', который всегда при вас. Сначала обмерив руку, определитесь, с какого по какой сустав вам надо сдвигать камеру при разных расстояниях, естественно, стараясь не сдвигать левую руку.