Грибы-копыта

Доктор сельскохозяйственных наук Александр Ивойлов, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва (г. Саранск). Фото автора

Их можно встретить почти в любом лесу. Трутовые грибы — или просто трутовики — растут друг над другом, этажами, и действительно напоминают копыта, а также полочки, раковины. Их плодовые тела чаще всего твёрдые, многолетние, поэтому трутовики можно увидеть в любое время года, но легче всего в предзимье или ранней весной. Своим названием они обязаны труту — устарелому средству для разжигания огня и остановки кровотечения; в достопамятные времена из некоторых трутовиков, например трутовика настоящего, в большом количестве изготавливали трут.

Дедалеопсис трёхцветный.

Понятие «трутовики» в наше время относится только к внешнему виду плодовых тел, рассматривается специалистами-микологами как несистематическая группа грибов отдела базидиальных, или трубчатых грибов (Basidiomycota), из порядков Агариковые (Agaricales), Аурикуляриевые (Auricu-lariales), Гименохетовые (Hymenochaetales), Глеофилловые (Gloeophyllales), Полипоровые (Polyporales), Руссуловые (Russulales) и Трехиспоровые (Trechisporales) и включает 19 семейств и более 70 родов.

Общее число трутовых грибов на земле оценивается более чем в 1500 видов. На территории европейской части России выявлено свыше 300 из них. Одни трутовики встречаются весьма редко и даже включены в Красную книгу растений России и в региональные Красные книги (например, трутовик зонтичный, или гриб-баран, — Polyporus umbellatus), другие попадаются практически повсеместно и достаточно часто.

Один из самых распространённых трутовых грибов — трутовик настоящий, или трутовик губчатый (Fomes fomentarius). Впервые был описан Карлом Линнеем в 1753 году как Boletus fomentarius. Современное имя дано Элиасом Магнусом Фризом в 1849 году...