Облака-спутники

В.Г. Демин, кандидат физико-математических наук

Наука и жизнь // Иллюстрации

Уже давно известно, что в космическом пространстве нет пустоты. В самых различных его областях, кроме звезд и их спутников - планет, движутся мириады малых тел, начиная от микроскопических пылинок и кончая бесформенными каменными, и железными глыбами размером до нескольких десятков и даже сотен километров в поперечнике. В бесконечных просторах космоса «плавают» гигантской протяженности облака космической материи, состоящие из пыли и газа. Неоднократно делались предположения, что вблизи Земли тоже должны быть газово-пылевые облака. Однако эта гипотеза до последнего времени наблюдениями не подтверждалась. И лишь недавно польский астроном доктор К. Кордылевский обнаружил два слабо светящихся туманных пятна.

Неоднократные наблюдения этих облачных образований показали, что они в основном воспроизводят видимый путь Луны среди созвездий, завершая полный оборот в течение месяца. Угловое расстояние их от Луны остается все время неизменным и составляет 60 градусов. На небосводе эти облака разделяет расстояние в 6 - 7 градусов, то есть 12 - 14 угловых диаметров Луны (примерно 40 тысяч километров). Для космических масштабов оно ничтожно. Можно считать, что оба облака практически находятся в одном и том же месте межпланетного пространства.

Доктор Кордылевский, естественно, обратил внимание на особенности видимого движения облаков. Из законов механики следовало, что они являются естественными спутниками Земли. Точные измерения положений облаков, выполненные ученым в марте - апреле 1961 года, позволили уточнить их движение. Оказалось, что они движутся на расстоянии около 400 тысяч километров от нашей планеты. Наиболее любопытной особенностью движения является то, что Земля, Луна и облака все время находятся в вершинах сохраняющего свои размеры равностороннего треугольника, который вращается равномерно около центра тяжести Земли и Луны, совершая в течение месяца одни оборот.

Последнее обстоятельство представляет интерес с точки зрения небесной механики.

Дело в том, что еще в конце XVIII века французский математик и механик Лагранж, занимаясь исследованием знаменитой задачи о движении трех взаимно притягивающихся тел, нашел отдельные решения этой задачи. Оказалось, что при определенных значениях скоростей три гола, будучи помещены в вершины равностороннего -треугольника, навсегда сохранят свое взаимное расположение. Позже удалось установить, что этот треугольник очень устойчив. Его не просто «разрушить». Тела при небольших изменениях положений и скоростей, и в будущем останутся вблизи вершин треугольника.

Чем же объясняется возможность таких «треугольных» движений? Движение тела представляет собой вечную борьбу между прямолинейным движением по инерции с постоянной скоростью и действующими силами, искривляющими движение, и создающими его неравномерность. Двигаясь по инерции, тело удаляется от двух других. Но силы притяжения вновь возвращают тело на место. В лагранжовых движениях эта «борьба» приводит к равновесию. Силы притяжения таковы, что тела не могут ни сближаться, ни удаляться.

Долгое время считали, что такие «треугольные» движения не могут встретиться в природе. Однако в прошлом веке в солнечной системе открыли целую группу малых планет, названных троянцами, которые вместе с Солнцем и Юпитером образуют правильный треугольник. Открытые доктором Кордылевским облака космической пыли представляют второй пример лагранжевых движений, наблюдаемых у небесных тел.

Точка межпланетного пространства, удаленная на равные расстояния от Земли и Луны, представляет своего рода «ловушку» для космической пыли и молекул газа. Попав в эту точку или ее близкую окрестность с определенной скоростью, пылинка навсегда остается в этом месте. Силы земного и лунного притяжения создают в космическом пространстве некоторое подобие «ямки», в которой скапливается космическая пыль.

Но по прямой Земля - Луна можно построить два равносторонних треугольника. Док104 тор Кордылевский предполагает, что вершина второго треугольника также «заполнена» космической пылью. Но это подлежит еще тщательной проверке.

Наблюдение открытых облаков - спутников Земли - нелегкая задача. Светясь отраженным солнечным светом, они повторяют фазы Луны. Их яркость наибольшая в периоды полнолуний. В новолуние они не могут наблюдаться вообще. Но в ночи, когда сияет полная Луна, освещенность небосвода велика и наблюдать слабые небесные тела, в частности облака, практически невозможно.

Как же быть? Польский астроном решил воспользоваться теми короткими промежутками времени, когда Луна находится глубоко под горизонтом, а облака еще не закатились под горизонт. В этот промежуток освещенность у небосвода более слабая и можно наблюдать слабо светящиеся небесные объекты. Но такие благоприятные периоды бывают редко. Наиболее благоприятен для наблюдений открытых облаков был сентябрь этого года. Для поисков облаков в вершине второго треугольника наилучшее время будет в январе следующего года.

Можно ожидать, что предстоящие наблюдения позволят установить новые данные о физической природе, размерах и массе этих интересных объектов.