Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Е. ЯКУБ

Прибор, способный вылавливать скрытые кадры в телепередачах и видеофильмах, создан во ВНИИТРе - Всероссийском НИИ телевидения и радио (Москва). "Скрытыми", однако, их обычно именуют телевизионщики (что правильно), в то время как большинство нашего населения привыкло к термину "двадцать пятый кадр" (что безбожно устарело).

А появился этот термин впервые в США - в середине минувшего столетия и относился к кино. Дело в том, что киносъемочная камера и соответственно проекционный киноаппарат продергивают пленку со скоростью 24 кадра в секунду. Начиная примерно с этой скорости, как было некогда обнаружено, человек воспринимает заснятое на пленке движение как непрерывное.

Но в 1957 году в США был поставлен любопытный эксперимент: пленку продергивали чуть быстрее - 25 кадров в секунду, причем на 24 из них был заснят фильм, а на 25-м - реклама воздушной кукурузы (поп-корна). Видеть эту рекламу человек не мог, поскольку наше зрительное восприятие имеет ряд ограничений, в том числе временных. Но эксперимент тем не менее оказался более чем успешным: по окончании фильма большинство зрителей отправились покупать поп-корн. Реклама, следовательно, все же была воспринята, но не сознанием, а подсознанием. И, как любое обращение к подсознанию, это явление представляло собой определенную опасность.

Но все же до тех пор, пока это относилось лишь к кино, опасность была по большей части абстрактной: монтаж выполняли вручную, что достаточно сложно и недешево, а потому и использовать его не имело смысла.

В наше время ситуация изменилась кардинально. Киносъемки теперь ведутся не на кино-, а на видеопленку, а для монтажа существуют весьма эффективные компьютерные технологии с богатейшими возможностя ми. Поэтому опасность применения скрытых кадров возросла неизмеримо.

Именно так - не "двадцать пятым", а "скрытым кадром" именуют это явление телевизионщики, поскольку в телевидении - по крайней мере в нашем - 25 кадров есть всегда - это связано с частотой электросети - 50 Гц. А в США, например, где частота сети 60 Гц, изображение на экране появляется с частотой 30 кадров в секунду.

Но "скрытый кадр" связан с рекламой не только своим происхождением: куда неприятней то, что его и сегодня могут использовать для рекламы. И не только могут, но и на самом деле используют, что доказала разработанная специалистами ВНИИТРа методика его "вылавливания" при помощи специальной компьютерной программы.

К источнику видеосигнала (телевизору или видеомагнитофону) во ВНИИТРе подключают компьютер со встроенным в него или расположенным рядом небольшим прибором собственной разработки, который авторы именуют детектором и который ловит скрытый сигнал сразу по нескольким параметрам - главным образом временным.

Прибор оказался, если можно так сказать, "многогранным": вылавливает как скрытые вставки, так и брак, который, по правде говоря, в "улове" превалирует. Впрочем, и "скрытых кадров" в нем тоже хватает - например, в виде рекламы на одном из российских телевизионных каналов, которую удалось отловить специалистам ВНИИТРа. Между тем такая реклама категорически запрещена и законом о СМИ, и законом о рекламе: человеку нельзя давать информацию насильственно - он должен иметь возможность сам решать, желает он ее получать или нет. В противном случае происходит классическое нарушение его прав - манипуляция сознанием. Что именно при этом в сознание вводят, зависит лишь от совести тех, кому платят рекламодатели, и бог весть, в какой мере мы на эту совесть можем рассчитывать.

Выловил прибор скрытые вставки и на видеокассетах, причем отнюдь не на тех, которые предназначены для обучения "с использованием 25-го кадра", например, иностранному языку. Это как раз, по словам разработчиков прибора, оказалось бредом: никаких "скрытых кадров" там обнаружено не было. Зато в свободно выдаваемом в прокате американском видеофильме "Бойцовский клуб" скрытые вставки используются как некий творческий прием. Один из положительных героев обладает неким весьма отрицательным "вторым я", которое на экране возникает примерно с середины фильма. Но куда раньше зрителя морально готовят к появлению этого "второго я" в виде скрытых кадров - видимо, с тем, чтобы его реализация на экране не вызвала отторжения. И все-таки даже как творческий прием скрытые вставки не должны иметь права на существование.

Авторы методики и прибора, работающие в тесном контакте с психологами, пришли к выводу о необходимости серьезных исследований в области экологии аудио- и видеотехнологий. Ведь сегодняшняя аудиотехника тоже позволяет вводить человеку скрытую информацию - на тех частотах или той длительности, которую ухо воспринимать не может, а подсознание может. Современные технологии вообще все больше отдаляются от природных возможностей человека и потому становятся для него во многом опасными.

И чем дальше, тем более опасными: недавно, например, в России появился лазерный диск (во ВНИИТРе он есть) с инструкцией о том, как надо делать рекламу. В том числе - при помощи скрытых вставок. Составленная грамотными психологами и психиатрами инструкция подробно объясняет, как надо отключать сознание, как выходить на подсознание и т.п. Нечего и говорить, что никаких выходных данных разработчи ков на этом диске нет. Не зря еще великий Норберт Винер говорил о новом развитии техники, которое "несет неограниченные возможности для добра и зла". Человек просто обязан взять подобные технологии под контроль.

Разработанный во ВНИИТРе прибор способен пока работать только на какой-то одной программе телевидения или с одним видеомагнитофоном. Но в перспективе должен стать многоканальным и тогда сможет в реальном масштабе времени ловить скрытые вставки по всем телевизионным каналам. Благо теперь на эти работы наконец выделили средства: прибором заинтересовалось Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Думается, что было бы неплохо оснастить этим прибором не только редакционные советы каналов, но и всякого рода общественные и правозащитные организации. Особенно в преддверии очередных парламентских и президентских выборов. Ведь кто знает, какую сумму способна заплатить некая экстремистская партия за небольшую, но часто повторяемую скрытую политическую рекламу.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»