Гамамелис: зимнее волшебство

Наталия Шевырёва, Главный ботанический сад РАН. Фото автора

Гамамелис, он же волшебный и ведьмин орех, — род листопадных кустарников, в котором всего пять природных видов: три произрастают в Северной Америке и по одному — в Китае и Японии. Встретить его можно и у нас.

Гамамелис виргинский в начале ноября.

Названия свои, как латинское, так и народные, гамамелис получил, можно сказать, по ошибке. Латинское Hamamelis происходит от греческого названия мушмулы германской, а «ведьминым» кустарник стал из-за созвучия архаичного английского слова wiche (гибкий) и современного witch (ведьма). Кстати, поначалу это растение именовали просто гибким кустарником (ветви его использовали для плетения), на удивительной особенности — зимнем цветении — внимание сконцентрировалось позже. Глядя на нежные цветки на фоне заснеженных полян, невольно подумаешь, что не обошлось тут без ведьм и колдовства!

Самый известный в северных широтах — гамамелис виргинский (Hamamelis virginiana). Формами куста и листвы он — как, впрочем, и другие гамамелисы, — напоминает нашу обычную лещину, но стоит ему зацвести, как сходство исчезает. Цветущий гамамелис ни на какое другое растение не похож.

Цветение начинается в конце листопада — с октября по декабрь в зависимости от климата: чем он теплее, тем позже зацветает растение. На фоне пожухлой листвы вспыхивают звёздочки с узкими жёлтыми лепестками 1—2 см длиной — как последние (или первые?!) проблески жизни, — и их тонкий аромат освежает букет грустных осенних запахов. Цветки кажутся эфемерными. Но заморозки их не убивают, а только заставляют свернуть лепестки. Чуть потеплеет, и лепестки расправятся снова...