Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЗНАМЕНИТЫЕ МАНЕВРЫ

Я. ВЛАДИМИРОВ, международный гроссмейстер по шахматной композиции

Немало знатоков древней игры полагают, что вершиной эстетики шахмат является яркая комбинация, сразу определяющая исход сражения. Но не менее впечатляющим является также искусное маневрирование одной из сторон, вот один яркий практический пример.

№ 1. А. КАРПОВ - В. ГОРТ
Москва, 1971
#1#

Лишняя пешка белых под ударом, их король потерял право на рокировку, неприятен возможный ход черных ФB. Однако белые фигуры расположены активно, да и ладью а1 можно быстро ввести в игру. Тем не менее трудно догадаться, что быструю победу принесет неожиданный маневр ладьей g1.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

22.Лg4! Фf6 23.B Фf5 24.Лb4! Cf6 25.B Ke7 26.Лf4 Фe5 27.Лf3 K:d5 (не лучше и 27...Ф:b5 28.Л:f6 ФB+ 29.Cf1 Kg8 30.Фe1+) 28.Лd3 Л:h6 29.Л:d5 Фe4, и борьба завершилась отличной репликой 30.Лd3!, после 30...ФB+ 31.Крc2 Ф:a1 32.Ф:h6 Ce5 33.Фg5 черные сдались. Как видим, в завершающей стадии атаки из девяти ходов семь белые сделали ладьей и два раза сыграла пешка "h". Казалось бы, был нарушен важнейший шахматный принцип - не следует ходить одной и той же фигурой. Но что нельзя простому смертному, дозволено шахматному королю.

Другое дело - композиция: здесь осуществляются самые замысловатые маневры, причем они часто и являются главной целью борьбы. Вот, например, как ладья "дрессирует" черные фигуры в № 2.

№ 2. Я. ВЛАДИМИРОВ, Л. ЛОШИНСКИЙ,
1972-1975
I WCCT
#2#

Мат в 7 ходов

Прыжок коня 1.Kf6+? отражается бегством короля на любое из трех освободившихся полей - d4, e5, f4. Вместо этого начинается шестиходовый маневр: 1.Лd1! - с угрозой Лd4x, 1...Лd8 2.Лb1! - 3.Лb4+, 2...Лd4 3.Лb5 - 4.Лe5x, 3...Л:a5 4.Л:b6! - 5.Лe6+, 4...Лe5 5.Лf6! - 6.Лf4x, 5...hg 6.Лf4+! gf. Все три черные клетки около короля заняты, и только теперь решает 7.Kf6x.

На очереди самый знаменитый в композиции маневр, названный именем известного чешского гроссмейстера.

№ 3. Р. РЕТИ, 1922
"Kagans Schachnachrichten"
#3#

Ничья

Кажется, черный король в одном шаге от белой пешки, но догнать ее не в силах. О какой ничьей может идти речь? Однако не спешите! Погоня за двумя зайцами в данном случае приведет к цели. 1.Крg7! B 2.Крf6! Крb6 (2...B 3.Крe6 B 4.c7 Крb7 5.Крd7 BФ 6.c8Ф+) 3.Крe5! Кр:c6 (3...B 4.Крd6! B 5.c7 BФ 6.c8Ф). Пешка белых уничтожена, но их король успел попасть в "квадрат" черной пешки - 4.Крf4 B 5.Крg3, и на доске ничья.

Эта гениальная идея уже 80 лет восхищает каждого шахматиста, знакомящегося с ней впервые. Правда, в отношении приоритета Рети до сих пор ведутся споры. Как писал коллега гроссмейстера А. Мандлер, этот этюд Рети показывал в середине 1921 года, а напечатал лишь в мартовско-апрельском выпуске немецкого журнала в 1922-м после № 4 и № 5. Для поддержания авторитета Рети Мандлер самовольно исправил в сборнике произведений своего земляка дату публикации с 1922 года на 1921-й, под которым этюд и публикуется с тех пор. Хотя активных нападок на авторство Рети не предпринималось, историческая правда должна быть восстановлена.

Вот два этюда, которые официально появились в печати раньше, чем № 3. Возможно, автор № 4 был уже знаком с находкой Рети, а один из основоположников современного этюда А. Ринк, живший в Испании, узнал о ней позднее.

№ 4. Ж. АДАМСОН, 1921
"Chess Amateur"
#4#

Ничья

Здесь черная пешка еще дальше от белого короля, правда, шагает он в одном направлении.

1.Крg6! Крb6 2.Крf5! Проигрывает 2.Крf6? Кр:c6! 3.Крe5 Крc5! 2...a4 (2...Кр:c6 3.Крe4! Крc5 4.Крd3 с ничьей) 3.Крe5! Кр:c6 (и здесь король помогает пешке в случае 3...a3 4.Крd6! a2 5.c7 Крb7 6.Крd7 a1Ф 7.c8Ф+) 4.Крd4! a3 5.Крc3 a2 6.Крb2. Ничья.

№ 5. А. РИНК, 1922
"Revue Suisse d'Echecs"
#5#

Выигрыш

Ринк перевернул задание и расширил содержание, введя разветвление с двойным ударом: 1.a4 Крb3! 2.a5 Крc4 3.a6 Крd3 4.a7! f2 5.a8Ф f1Ф 6.Фa6+ и 7.Ф:f1, а маневр Рети проходит в ложном следе 2...Крc3! 3.Крg1!, но не 3.Крg3? Крd4! 4.a6 Крe3 5.a7 f2 6.Крg2 Крe2 7.a8Ф f1Ф+ с ничьей. 3...Крd4 4.a6 Крe3 5.Крf1!

Вот еще одна на вид безумная идея догнать пешку, ведь король изначально находится позади нее.

№ 6. А. ТРОИЦКИЙ, 1896
"Новое время"
#6#

Ничья

Не годится прямолинейное 1.Крg6? K:f2 2.Кр:f6 g4 3.Крe6 g3 4.Крd6, так как на помощь королю приходит конь - 4...Kd3 5.b7+ Кр:b7 6.Крd7 Kc5+ 7.Крd8 Ke6+ с выигрышем. Выручает хитроумное 1.f3! Ke5! 2.Крg7 K:f3 (2...Kd7 3.Крg6 Крb7 4.Крf5), и лишь теперь король пускается в поход. 3.Кр:f6 g4 4.Крf5! g3 5.Крg4! g2. Наконец ясен замысел белых - 6.КрB! g1Ф (6...g1C, g1K 7.Крg2) 7.b7+ Кр:c7 8.b8Ф+ Кр:b8 пат.

Этот остроумный марш королем, получивший название маневра Троицкого, нашел много откликов, а в № 7 синтезированы обе идеи классиков.

№ 7. В. ЯХОНТОВ, 1950
"Шахматы в СССР"
#7#

Ничья

1.h6! Крf6 2.h7 Крg7 3.Крc7! b4 4.Крd6! - маневр Рети. 4...Kc3! (4...b3 7.Крe6 b2 6.h8Ф+ Кр:h8 7.Крf7) 5.Крc5! b3 6.Крb4! b2 7.Крa3! - маневр Троицкого. 7...b1Ф 8.h8Ф+ Кр:h8 9.g7+ Крh7 10.g8Ф+ Кр:g8 пат.

Большой популярностью в композиции пользуются так называемые темпоманевры. Каждый шахматист знает прием выигрыша темпа ходами короля - "треугольник". Но не только королю подвластен этот маневр.

№ 8. Н. ГРИГОРЬЕВ, 1937 #8#

Ничья

Ошибочно 1.Лf4? g3! 2.Лg4 Лc3 3.Крf7 Крc2 4.Крg6 Крd2 5.КрB Крe2 6.КрB Крf2 7.КрB Лf3!, и белые в цугцванге: 8.Лg5 Лf8 с выигрышем. Спасает тонкое 1.Лf5!! g3! 2.Лg5 Лc3 3.Крf7! Крc2 4.Крg6 Крd2 5.КрB Крe2 6.КрB Крf2 7.КрB Лf3! 8.Лg4!, и очередь хода передана противнику. 8...Лf8 9.Лf4+ Л:f4 пат.

Классическим является и маневр "мельница", встретившийся в знаменитой партии Торре - Ласкер (Москва, 1925 г.). Мы же приведем свежую задачу с аналогичной идеей.

№ 9. Р. МАРЦВАЛАШВИЛИ,
2001 "64-ШО"
#9#

Мат в 11 ходов

Главный план 1.Крf8!, 2.Cg6+ и 3.Сg7x не проходит сразу из-за 1...b1Ф! Белые нешаблонно парируют включение черного слона - 1.Cg6+ Крh6 2.C:e4 КрB 3.Cg6+ Крh6 4.C:d3 КрB 5.Cg6+ Крh6 6.C:c2 КрB 7.Cg6+ Крh6 8.Cb1+ КрB, и наконец 9.Крf8! е5 10.Cg6+ Крh6 11.Cg7x.

В наибольшей степени к маневрированию "склонен" ферзь, в последовательных действиях которого часто присутствует геометрический мотив.

№ 10. Г. НАДАРЕИШВИЛИ, 1946
"Шахматы в СССР"
#10#

Выигрыш

Первоначально надо ограничить подвижность черного ферзя, что достигается при помощи "лесенки", иначе "эскалатора": 1.Фf4+ КрB 2.Фe4+ КрB 3.Фe5+ КрB 4.Фd5+ КрB 5.Фd6+ КрB 6.Фc6+ КрB с последовательным перемещением ферзя по черно-белым клеткам в одном направлении. Но сначала 7.c4!, подготавливая движение второй пешки. 7...Крg3 8.Фf3+ КрB 9-14.Фf4-c6+ КрB 15.e3! a3!, и теперь "спуск" 16-22.Фd6-f2+ КрB 23.Фg1x.

Не менее распространен круговой маневр ферзем, который при выполнении по углам доски называют "каруселью". Вот ее ранняя реализация.

№ 11. Я. ДОБРУССКИЙ, 1902
"Шахматное обозрение"
#11#

Мат в 4 хода

1.Фa8! - 2.Кg4+ или 2.Фe8+, 1...Ke6 2.Фh8+! Kg7 3.ФB! - 4.Фe4x, 3...C:d5 4.Фa1x. Ферзь возвращается на исходное поле, и игра завершается. Если же 1...Cg5, то 2.Kg4+ Крe4 3.Kdf6+ Крf4 4.KBx.

В распоряжении "линейных" фигур есть и другие маневры, например, "струна" - последовательное перемещение по всем полям одной линии, "вираж" - маневр ферзем с чередованием ходов по диагоналям и прямым линиям, "звездочки" и "крестики" - игра на соседние поля по диагонали или по прямым линиям и т. д.

Возможности пешки, естественно, ограничены, а ее форсированное движение к полю превращения называется "эксцельсиором". В № 12 этот марш сочетается с тонкими "засадами" белых слонов, подготавливающих продвижение пешки.

№ 12. О. ПЕРВАКОВ, 1994
Мемориал Филидора
#12#

Выигрыш

1.d3+! Крf1 2.КрB Л:h6+ 3.Крg3 Лa6 4.Cb5! Л:a7 5.d4+ Крg1 6.Cc5! Лa8 7.d5+ КрB 8.Cc6! Лa6 9.d6+ Л:c6 10.d7 Л:c5 11.d8Ф.

Встречаются и разнообразные маневры, связанные с перестроением фигур. В композиции существуют десятки мудреных названий, остановимся на № 13.

№ 13. А. ГРИН, 1992
Мемориал З. Бирнова
#13#

Мат в 5 ходов

Ферзь впереди слона, но при атаке поля g7 бесславно гибнет первым. Следовательно, надо поменять расположение фигур на большой диагонали.

1.Cc1! с неизбежным 2.Фa1! b2 3.C:b2 - 4.C:g7+ Л:g7 5.Ф:g7x. Не помогает 1...b2? 2.C:g5 и далее 3.C:h6 4.C:g7+, 2...hg 3.h6. Однако ошибочна попытка слона уйти в другую сторону - 1.Ca3? b2! 2.C:e7 a1Ф 3.Cf6 Фa3+!

Мы рассказали лишь о некоторых маневрах фигур, но и по ним можно судить о неисчерпаемом богатстве идей и сюжетов на шахматной доске.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Шахматы»