Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЕСТЬ ЛИ У ВЕНЕРЫ СПИЦЫ?

Имя известного американского астронома Персиваля Лоуэлла (1855-1916) обычно связывают с изучением каналов Марса и вычислением орбиты планеты Плутон, которую впервые смогли увидеть лишь в 1930 году. И только историки астрономии помнят о загадочном наблюдении, сделанном Лоуэллом в 1896 году, - так называемых "спицах на Венере". Астроном зарисовал на матово-белом диске планеты довольно сложную систему прямых и изогнутых линий. Они не смещались с течением времени, из чего Лоуэлл сделал вывод, что Венера постоянно обращена к Земле одним полушарием, как Луна. Больше никому не удалось увидеть эти структуры, не смогли их и сфотографировать. Так эти "венерианские спицы" и остались астрономической загадкой. Хотя некоторые специалисты высказывали предположение, что это была зрительная иллюзия, возникшая из-за длительного напряженного всматривания в бесструктурный яркий кружок Венеры. До появления космической радиолокации никаких линий на поверхности Венеры разглядеть не удавалось, так как в верхних слоях ее атмосферы постоянно держится плотный облачный слой.

#1#

Сейчас трое американских офтальмологов предположили, что Лоуэлл зарисовал не что иное, как сосуды на дне собственного глаза. Он использовал телескоп с сильно диафрагмированными объективом и окуляром и при разглядывании в таких условиях равномерно белого облачного покрова Венеры мог видеть кровеносные сосуды собственной сетчатки.

#2#

Получается, что Лоуэлл на протяжении своей карьеры дважды пал жертвой зрительных иллюзий. Ведь марсианские каналы, на изучение и составление карт которых астроном потратил много лет, также оказались всего лишь иллюзией. Глаз невольно строит сложную сеть линий из точек и пятен, еле заметных на диске Марса с Земли даже в самые мощные телескопы. Когда автоматические аппараты получили подробные снимки поверхности Красной планеты, стало ясно, что никаких каналов на ней не существует.

Здесь показаны рисунок "спиц на Венере", который сделал Лоуэлл, и снимок глазного дна с сосудами сетчатки. Следует заметить, что конкретный узор этих сосудов у каждого человека свой (этот факт используется даже для идентификации личности, как отпечатки пальцев), но общее расположение сосудов однотипно.

По материалам журнала "Sky and Тelescope" (США).

Другие статьи из рубрики «Гипотезы, предположения, догадки»