Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

РЕТРОСПЕКТИВА ISSEP: ОПЫТ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор технических наук И. ТЕМКИН.

В книге доктора физико-математических наук Валерия Николаевича Сойфера "Интеллектуальная элита и филантропия" (М., 2005 г.) рассказывается об уникальном опыте масштабной организационной и финансовой поддержки российского образовательного сообщества. Главный ее герой - Международная Соросовская программа образования в области точных наук (ISSEP), отметившая в прошлом году свое десятилетие. Автор вспоминает об истории возникновения и поэтапном развитии программы, о принципах и правилах, на основе которых определялись наиболее достойные и талантливые профессора и доценты, аспиранты и студенты, учителя и школьники, а также о многих проектах, которые были реализованы для поддержки естественно-научного образования в России, Украине, Белоруссии и Грузии.

Мне казалось раньше, что, работая в Программе, участвуя в заседаниях правления, я достаточно хорошо знаю, как зарождалась эта инициатива. Но выяснилось, что это было серьезным заблуждением. Читая те главы, в которых В. Н. Сойфер детально описывает историю своего знакомства с Джорджем Соросом, рассказывает о непростых отношениях с людьми, окружавшими известного филантропа, о порой откровенно враждебном к нему отношении этого окружения, я несколько раз ловил себя на мысли, что перед моими глазами разворачивается интересная, почти детективная история. По прочтении становится очевидным, что В. Н. Сойфер приложил огромные усилия к тому, чтобы 250 млн долларов Дж. Сороса были потрачены именно на поддержку науки и образования в России.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Книга интересна сочетанием таких качеств, которые, казалось бы, невозможно объединить в одном произведении. Это серьезный публицистический труд, в котором есть и таблицы, и графики, и диаграммы, что более присуще научно-исследовательским работам. Но такой скрупулезный отчет о деятельности Программы подтверждает мысль Сойфера, что в России пока еще есть интеллектуальная элита, продолжающая трудиться в сфере науки и образования, что не иссяк источник, рождающий наделенные "искрой Божьей" молодые таланты и, может быть, главное, что значительная часть этих людей работает и учится за пределами Москвы или Санкт-Петербурга, в городах Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, в "малых городах" и селах.

Со страниц книги ярко проступает личность автора, неугомонного спорщика и ниспровергателя авторитетов, человека, любящего общаться с людьми и умеющего их убеждать. Неслучайно среди сотен людей, упомянутых на страницах книги, так или иначе причастных к этой благородной работе, можно встретить фамилии студентов и министров, учителей и губернаторов, вице-премьеров и просто благодарных родителей, чьи талантливые дети были замечены и поддержаны. С каким теплом и искренней симпатией рассказывает автор о своих друзьях и коллегах, о тех, с кем создавал весь этот сложный и эффективный благотворительный проект, кто поддерживал его в непростые моменты, кто и сегодня продолжает работать в Программе!

Мне представляется, что важнейшим результатом деятельности Программы стала созданная под руководством В. Н. Сойфера система конкурсных механизмов, позволяющая определять лучших и достойнейших без привлечения "административного ресурса", исключительно на основе беспристрастного компьютерного анализа объективных данных, характеризующих деятельность конкретного педагога и ученого.

Впервые в истории российского образования было предложено учитывать при отборе лауреатов (учителей и профессоров) мнение о них бывших и нынешних учеников. При оценке профессионального уровня педагога, особенно в учительском сообществе, подобные подходы востребованы и сегодня, они должны найти практическое применение. В результате десятки тысяч лауреатов проводимых в 90-е годы конкурсов заслуженно получили финансовую поддержку своей работы и сегодня признаны и уважаемы. Хорошо известно, что и по сей день звания, которые присваивались лауреатам, например "соросовский профессор" или "соросовский аспирант", пользуются авторитетом не только в России, но и во многих западных университетах. Да и само понятие "грант", о котором в начале 90-х даже в среде естественников было достаточно туманное представление, сегодня прочно вошло в повседневную практику российских ученых, и это во многом благодаря работе Международного научного фонда и конкурсам, проводившимся Соросовской программой.

Другим значительным достижением Программы стали издательские проекты, реализованные в течение этих десяти лет. Не беру на себя смелость оценивать содержательную сторону изданных за эти годы учебников, монографий, десятитомной энциклопедии "Современное естествознание", хотя знаю, по многочисленным отзывам профессоров, учителей и студентов, что их научный уровень и образовательный потенциал весьма высоки. Вершиной издательской деятельности Программы стал "Соросовский образовательный журнал". В этом уникальном периодическом издании, на мой взгляд, удалось донести до сотен тысяч учителей, студентов и даже школьников сведения о современной науке и важнейших направлениях ее развития. Знаю не понаслышке о том, какие колоссальные затраты времени и труда потребовались В. Н. Сойферу как главному редактору, чтобы прочитать и переработать тысячи обзорных статей, специально подготовленных для журнала мэтрами российской науки. Большинство обзоров, написанных без упрощения сложных предметов и материй, без сюсюканья и заискивания перед читателем, изложенных простым и понятным языком, оказались широко востребованными российскими школьниками и учителями. Издание такого массового журнала (40 тыс. экземпляров ежемесячно) с высоким качеством полиграфии и его бесплатная рассылка в тысячи школ и библиотек конечно же требовали существенных расходов. Известно, что Сойферу пришлось выдержать не одно сражение с теми из руководства фонда "Открытое Общество", кто пытался воспрепятствовать продолжению издания, утверждая, что идея не эффективна, что журнал недостаточно интересен, и приводил другие подобные "аргументы". В одной из дискуссий на эту тему довелось участвовать и мне. Не буду вдаваться в подробности, так как то памятное заседание правления Программы, в котором участвовали и тогдашние руководители соросовского фонда, со стенографической точностью изложено на страницах книги. К счастью, В. Н. Сойферу вместе с другими присутствовавшими там учеными и общественными деятелями тогда удалось отстоять журнал.

К безусловным достижениям Программы следует отнести разнообразные мероприятия научно-популяризаторской, образовательной и просветительской направленности, проведенные за эти десять лет. Речь идет в первую очередь об олимпиадах школьников и учительских конференциях. Не буду приводить цифры и факты, свидетельствующие о масштабах и особенностях этих олимпиад и конференций, так как читатель найдет их в соответствующих главах книги. Лишь подчеркну главное, на мой взгляд, что удалось понять и практически подтвердить при реализации программы, это искренняя потребность живого общения между представителями различных этажей образовательной вертикали - профессорами и школьниками, учителями и студентами, профессорами и учителями и, более того, практическая полезность такого взаимодействия для всего образовательного процесса.

Прошло десять лет. И теперь стало очевидным, что Соросовская программа - не просто одна из многих иностранных благотворительных программ, но серьезное и цельное явление, оказавшееся востребованным в России и положительно повлиявшее на нашу науку и образование. Примечательно, что в различные периоды своего существования Программа получала дополнительное финансирование от российского правительства и администраций регионов. Правительство Москвы и по сей день продолжает использовать методы ISSEP при определении лауреатов конкурсов "Гранты Москвы".

Если внимательно прислушаться к размышлениям и выводам автора книги, постараться понять и осмыслить многие факты, то станет ясно, что Сойфер написал книгу об уникальных событиях и процессах, многое изменивших в нашем существовании и мировосприятии. И, кстати, обогативших наш словарь. Что-то, увы, осталось лишь в истории, но хочется верить, что точка не поставлена.

Валерий Николаевич Сойфер неоднократно заявлял, что один из важнейших аспектов деятельности Программы - передача разработанных в ней высокоэффективных технологий поддержки образования в государственные структуры. Остается надеяться, что в объявленной Президентом Российской Федерации программе грантов для лучших российских учителей, в рамках которой государство планирует поддерживать не всех, как обычно, а именно лучших, будут использованы хотя бы некоторые методы и подходы, подобные тем, о которых говорится в книге.

P.S. Отмечая вместе с коллективом Программы ее десятилетие, верим в неоспоримость исторической оценки добрых деяний и надеемся: точка не поставлена.

Публикации журнала "Наука и жизнь":

Сойфер В., докт. физ.-мат. наук. В России есть кому делать науку - если будет на что (интервью). - 2002, № 2.

Естественные науки на рубеже веков (информация к выходу в свет энциклопедии "Современное естествознание"). - 2002, № 2.

Инвестиции без риска. Факты и цифры, иллюстрирующие Соросовскую образовательную программу, дополненные коротким и очень доброжелательным спецпримечанием для российских бизнесменов. - 1999, № 2.

Алферов Ж., вице-президент РАН. Физика на пороге XXI века (лекция, которую академик Ж. И. Алферов, член редакционного совета журнала "Наука и жизнь", прочитал в рамках Соросовской конференции "Российское естествознание на пороге третьего тысячелетия", прошедшей в Санкт-Петербурге). - 2000, № 3.

Мы хотели увеличить производство доброты! (Репортаж о диспуте "Благотворительность в России: проблемы и перспективы", состоявшемся в рамках вышеупомянутой Соросовской конференции в Санкт-Петербурге). - 2000, № 4.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Размышления у книжной полки»