НА БЕРЕГАХ "МОЛОЧНОЙ РЕКИ"

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ С БИНОКЛЕМ

Млечный Путь - украшение летнего неба.
Летний Млечный Путь от Лебедя до Стрельца. Обратите внимание на темную полосу, протянувшуюся вдоль Млечного Пути, - это сплошные облака межзвездной пыли и газа, собранные в плоскости нашей звездной системы. (Фото автора.)
На фотосхеме (негатив) - "Молочная река" летом и созвездия по ее "берегам". Лебедь в августе - октябре с наступлением темноты находится над головой наблюдателя, нижний край изображения примерно соответствует линии горизонта на широте Крыма или Кавказа.
Яркие звезды Cтрельца образуют фигуру, напоминающую чайник.
Красный гигант Антарес и окружающие его области.

Вторая половина лета - наиболее благоприятный период для астрономических наблюдений. Теплые ночи становятся длиннее и темнее (а в умеренных и северных широтах после двухмесячного перерыва наконец снова появляется возможность видеть темное, не подсвеченное зарей небо). В это время звезды кажутся крупнее и ближе, а величественный Млечный Путь светится, словно небесный символ лета.

Приглашаем всех, кто окажется вдали от городских огней, воспользоваться возможностью и совершить небольшое путешествие по "Молочной реке", как издавна многие народы называли светлую полосу, пересекающую звездное небо и особенно хорошо видную в августе, сентябре. Мы расскажем вам о созвездиях и отдельных звездах, расположенных "по берегам" этой реки, и поможем отыскать их в небе. А вы приготовьте бинокль (лучше, чтобы он был не очень маленьким, желательно с объективами диаметром 5 см или больше). Подзорная труба тоже подойдет, но она все же хуже бинокля. Ну а если у вас будет небольшой телескоп или зрительная труба на треноге (штативе) - это просто идеальный вариант. Как и во время наших предыдущих путешествий по небу (см. "Наука и жизнь" №№ 1 и 2, 2002 г.), рекомендуем проводить наблюдения в таком месте, которое защищено от постороннего света и где южная сторона открыта. Наблюдения начинайте, как только погаснет вечерняя заря и Млечный Путь станет ясно виден.

В ОКРУЖЕНИИ МИФОВ

Итак, вы нашли подходящее для наблюдений место. Перед вами распахнулось темное небо, по нему тянется лента Млечного Пути. Наши далекие предки, как и мы, уделяли ему особое внимание и окружали массой красивых, совершенно фантастических преданий. Но чаще всего люди видели в нем реку или дорогу. Индусы, например, считали этот светлый небесный поток двойником своей священной реки Ганг, а китайцы - великой Хуанхэ.

Некоторые стародавние армянские, турецкие и персидские легенды говорят, что светлая полоса в небе - тропинка, устланная соломой. В большинстве же мифов Месопотамии, Египта, Греции Млечный Путь трактуется более возвышенно: как дорога, по которой божества спускаются на Землю или же души людей и прочих существ восходят для встречи с богами. А в пришедшем к нам через Рим из Древней Греции названии Via Lactea - Млечный Путь - отражен миф о молоке Геры, супруги Зевса, пролившемся на небосвод, когда она кормила Геракла. Греческое же слово galacias (читается "галаксиас", то есть "молочный") дало начало термину, которым мы теперь называем нашу Галактику - она представляется нам в виде Млечного Пути - и иные звездные системы.

О природе Млечного Пути выдвигалось множество предположений, причем в этом участвовали и весьма уважаемые мыслители. Платон, например, полагал его швом, соединяющим две половины небесной сферы, а Аристотель - парами, поднимающимися от Земли и воспламеняющимися высоко в небе. Но ближе всех подошли к разгадке греческие (и за ними римские) философы-материалисты. В I веке римлянин Манилий впервые высказал версию о том, что Млечный Путь суть слившийся свет мириадов слабых звезд. Правда, убедиться в этом люди смогли лишь полторы тысячи лет спустя. В 1610 году Г. Галилей, первым в истории направивший телескоп в небо, увидел здесь "массу бесчисленных звезд, собранных в скопления".

В этом любой из нас теперь может убедиться самостоятельно. Нынешние бинокли, имеющиеся едва ли не в каждом доме, по мощности не уступают телескопу Галилея. Повторить открытие, сделанное великим итальянцем, довольно просто: достаточно навести свой наблюдательный прибор в любую точку Млечного Пути.

Современная астрономия располагает множеством абсолютно достоверных сведений о природе, строении, эволюции Млечного Пути и других галактик. Действительно, слабое призрачное сияние есть не что иное, как свет звезд, количество которых, как оказалось, достигает сотен миллиардов! Теперь ясно, что наш звездный остров имеет форму очень тонкого диска с утолщением и уплотнением в центре. Наша звезда - Солнце (а вместе с ним и Земля) находится внутри его, вблизи продольной плоскости. Поэтому, когда мы смотрим вдоль нее, видим множество слабых звезд, яркую полосу, а если в перпендикулярном направлении - встречаем относительно пустые области. Для нас центр Галактики расположен в направлении созвездия Стрельца.

Млечный Путь - это не только звезды. В последние годы астрономам становится понятно, что большую часть его массы (как и массы Вселенной вообще) составляет несветящаяся, темная материя, в том числе газ и пыль. Мы можем видеть это даже невооруженным глазом. Собственно, "Большой провал" и другие темные образования (как и все прочие неравномерности в плоскости Млечного Пути) - не что иное, как следствие поглощения света звезд более или менее плотными облаками пыли и холодных газов.

ПЕРВАЯ ПРОГУЛКА ПО БЕРЕГАМ

Млечный Путь сначала лучше всего осмотреть без всяких инструментов простым глазом. Чтобы заметить более тонкие детали, глазам обязательно нужно дать время адаптироваться к темноте. Как минимум 10 минут вы не должны видеть яркого света. Даже одного-единственного фонаря где-то у горизонта достаточно, чтобы помешать использовать всю силу зрения.

Опытные наблюдатели, когда хотят "выжать все возможное" из своего зрения, пользуются и таким приемом, как экранирование части неба. Экраном могут служить деревья, неосвещенная стена здания, забор и т. п. Выберите такое место для наблюдений, чтобы Млечный Путь был виден, например, сквозь лесную просеку так, чтобы стена леса скрывала ту часть неба, которая "под" Млечным Путем. Посидите некоторое время, глядя на "экран". Потом взгляните на Млечный Путь, вы будете поражены его видом. Весь он, выглядевший прежде однородно-матовым, оказывается испещрен множеством замысловатых темных и светлых пятен, полос и даже темных "дыр". После этого можно воспользоваться биноклем - он выявит просто невероятное количество подробностей.

Присмотритесь к общей структуре Млечного Пути. В созвездии Лебедя светлая полоса раздваивается и далее ниспадает двумя рукавами к южному горизонту. Правый рукав вскоре кончается, войдя в созвездие Змееносца. А левый, более яркий, тянется, то расширяясь, то сужаясь, без перерывов до самого горизонта. Хорошо заметно, что яркость Млечного Пути неодинакова на его протяжении, а довольно хаотично меняется, образуя пустоты и облака. Сгущение южнее звезды Денеб называют "звездным облаком Лебедя", а маленькое, компактное облачко, что ярко сияет примерно посредине левого рукава и вдается в темноту "Большого провала" (так называют темную полосу между рукавами), контрастируя с ней, - это "облако Щита".

Ниже небесная река сначала немного ослабевает, потом вновь набирает белизну и, как смогут убедиться те, кто будет вести наблюдения в южных широтах, снова переходит в густые облака - на этот раз Стрельца. Это самая яркая часть Млечного Пути, и, глядя туда, мы смотрим в направлении центра нашей Галактики. Здесь, в месте наибольшего утолщения линзовидного тела, находятся 9/10 всех солнц нашей гигантской звездной системы. Ее ядро до сих пор остается загадкой, мы не видим его, оно заслонено от нас мощными облаками пыли. Не будь этого заслона, оно сияло бы как полная Луна.

ВНИЗ ПО РЕКЕ, ЧЕРЕЗ СОЗВЕЗДИЯ

Теперь попробуем сориентироваться в созвездиях, расположенных по берегам "Молочной реки". Это будет совсем не сложно: сам Млечный Путь - прекрасный ориентир. Его не надо долго искать, он великолепно выделяется на усыпанном звездами небе.

Начнем с созвездий, которые составляют Летне-осенний треугольник. В его вершинах сияют три яркие звезды. Взгляните вверх. Прямо над головой у вас красивая яркая голубовато-белая Вега. Это главная звезда созвездия Лиры. Опускайте взгляд вниз и чуть к востоку, вы увидите звезду послабее, но тоже яркую - Денеб (a Лебедя). Вместе эти две звезды служат основанием большого равнобедренного треугольника, повернутого острой вершиной вниз. Третья звезда, отмечающая вершину этой фигуры, - Альтаир (a Орла). Теперь вы наверняка станете пользоваться ею, как четким ориентиром для поиска других созвездий.

Главная звезда созвездия Лиры - Вега - вторая по яркости в Cеверном полушарии (ее блеск 0,03m), само же созвездие маленькое, в виде ромбика, как бы "подвешенного" к Веге.

Созвездие Лебедя расположено левее и ниже Лиры. Оно явно напоминает летящую птицу с длинной вытянутой вперед шеей, которая летит вдоль Млечного Пути в направлении к югу. На кончике ее хвоста - яркая звезда Денеб. Навстречу Лебедю устремился Орел, главная звезда которого, Альтаир, расположена на восточной границе Млечного Пути. Согласно мифу, Орел удостоился чести быть помещенным на небо за долгую и верную службу хозяину, Зевсу.

У хвоста Орла, отмеченного звездой l, в сгущении Млечного Пути, расположилось маленькое, но весьма интересное созвездие Щит.

Еще несколько крошечных созвездий приткнулись в разных местах к Летне-осеннему треугольнику: Лисичка и Стрела - внутри треугольника, а Дельфин - сразу же за его восточной (левой) гранью.

Справа от созвездий Орла и Щита находится Змея, а за ней - созвездие Змееносца. Змееносец напоминает огромный колокол, немного отклоненный вправо. Три звезды, очерчивающие его нижний обрез, хорошо выделяются на небе.

Еще южнее расположились созвездия, уже мало знакомые жителям средних широт, - Стрелец и Скорпион. Они у нас почти не видны, а если и видны, то совсем низко над горизонтом, что лишает их красоты и величия. Но встреча с ними где-нибудь на юге просто ошеломляет. Главная звезда Скорпиона - красивый оранжевый Антарес - сияет и переливается прямо под созвездием Змееносца. "Тело" Скорпиона уходит влево и вниз, "хвост" загибается вверх и оканчивается двумя звездами - это его "жало". Скорпион ползет по небу с важной, хотя и неприятной миссией. Он послан убить Ориона (об этом созвездии мы уже рассказывали, см. "Наука и жизнь" № 1, 2001 г.). Таким образом, согласно древнему мифу, боги решили остановить удачливого, но заносчивого охотника, который поклялся перебить всех зверей на Земле.

Южнее Щита расположено зодиакальное созвездие Стрельца. Оно велико и усыпано разнообразными красивыми и интересными для наблюдателя объектами. Но сначала взгляните на созвездие невооруженным глазом. При большой фантазии в нем, наверное, можно увидеть фигуру кентавра, стреляющего из лука (это тот самый Хирон, который воспитывал Геракла). Во всяком случае лук и стрела просматриваются легко. Впрочем, современные любители астрономии обычно предпочитают видеть в этих звездах очертания не стрелка с луком, а обыкновенного чайника. Тут уж не нужно напрягать фантазию - действительно заварочный чайник перед вами. Сходство еще более усиливается облачком пара (небольшое звездное облако), поднимающегося из носика.

Мы рассказали об основных созвездиях вдоль летнего Млечного Пути. В следующих материалах речь пойдет о мире звезд и туманностей, рассыпанных по берегам "Молочной реки".

Другие статьи из рубрики «Любителям астрономии»

Млечный Путь - украшение летнего неба. Таким он виден в южных районах нашей страны. Самая яркая его часть (на снимке внизу) - "звездное облако Стрельца" - в средних широтах из-за низкого положения над горизонтом выглядит не так эффектно. Сгущение поменьше слева и выше центра снимка - "облако Щита".
Красный гигант Антарес и окружающие его области. Эта звезда находится среди самых замысловатых облаков космической пыли и газов. Некоторые из них светятся отраженным от нее светом, другие (например, голубые) - ее излучением в результате ионизации газов. Справа от Антареса видно шаровое звездное скопление М4 (его легко увидеть в бинокль). В нем собрано более 200 тысяч звезд.