Если вам надоело каждую неделю пылесосить квартиру и стирать пыль с сувениров, стоящих на книжных полках, представьте себе, какие проблемы создает пыль для музейных работников. Так, в пяти королевских дворцах Британии, частично превращенных в музеи с доступом публики по определенным дням, борьба с пылью ежедневно отнимает 40 рабочих часов и в год обходится более чем в 130 тысяч фунтов стерлингов.
Кроме того, чистка может повредить ценные исторические предметы или произведения искусства. Даже самое бережное прикосновение щетки пылесоса способно поцарапать поверхность экспоната или вырвать несколько нитей из древнего гобелена.
Лаборатория Национального музея Дании в Копенгагене изучает накопление пыли на ладьях викингов, выставленных в зале одного из филиалов музея. Возраст этих деревянных судов - более тысячи лет. Каждый раз, когда служитель музея проходится по ним пылесосом, неизбежно отламываются несколько щепочек. Потеря каждой щепки - утрата частицы информации о предках датчан. Хотя часть фрагментов затем извлекают из мешка пылесоса и приклеивают на место, уход за экспонатами явно вредит им.
Откуда берется пыль в помещениях? Обычно считается само собой разумеющимся, что она заносится воздушными течениями через окна и двери. Однако опыты, проведенные в известной лондонской картинной галерее Тейт, показали, что это не совсем так. Экспериментаторы оставили стандартные предметные стекла, применяемые в микроскопии, на верхних краях рам нескольких картин. Часть картин находилась в помещениях с кондиционированием воздуха, другая - в старых залах, где вентиляция идет главным образом через форточки и двери. Через девять недель измерили слой пыли на стеклах (о его густоте судили с помощью фотометра, сравнивая яркость света, отраженного от чистого и запыленного стекол). Оказалось, что в залах с кондиционированием пыль накапливается вдвое медленнее, чем в помещениях с обычной вентиляцией. Но все же накапливается.
Примерно такой же метод применили датчане, разместив на своих ладьях кусочки липкой ленты. Проведя химический анализ скопившейся пыли, они обнаружили, что в ней содержится токсичный пластификатор из полихлорвинилового линолеума, устилающего пол музейного зала.
Тот же метод использовали английские музейщики, повесив в нескольких замках и дворцах отрезки скотча.
Все три исследования, два английских и одно датское, показали, откуда в основном берется музейная пыль: ее приносят посетители. Там, где посетителей было больше, слой пыли оказался гуще. Больше пыли накапливалось на тех объектах, около которых посетители задерживались дольше. Главным образом пыль состояла из волоконцев тканей одежды, особенно они лезут из шерстяных свитеров, кофт и джемперов. На кораблях викингов немало также синих волокон из джинсовой ткани. Разумеется, в музейной пыли присутствуют и чешуйки человеческой кожи, и волосы. С обуви, которая, естественно, загрязнена больше, чем одежда, пыль летит не так сильно, потому что частицы уличной грязи сравнительно тяжелы и остаются в основном на полу.
Что делать с "пыльными" посетителями? Конечно, в микроэлектронной, часовой промышленности, фармацевтике и микробиологических лабораториях с пылью умеют бороться. Многократно фильтруют воздух, а сотрудников, после того как у входной двери они пройдут через воздушный душ - падающий сверху поток чистого воздуха, переодевают в специальную непылящую одежду и обувь. А кое-где - даже в скафандры со шлемами типа космических. Но делать это с посетителями музеев невозможно.
Тогда надо держать их подальше от экспонатов. Лучше всего запрятать все выставленное в герметичные стеклянные витрины. То, что герметизировать по каким-то причинам невозможно, надо огородить бархатным шнуром. Исследования показали, что каждый метр, на который удается отодвинуть посетителей, замедляет накопление пыли на экспонате вдвое. Английские музейщики считают, что кресло эпохи Тюдоров следует рассматривать с удаления не менее двух метров.
Чем более активны движения посетителей, тем больше пыли от них летит. Поэтому поток людей через залы должен быть медленным. В музейном маршруте по возможности не должно быть резких поворотов, при которых пыль с людской одежды так и сыплется. Самые ценные экспонаты стоит размещать ближе к выходу из музея, подальше от раздевалки, где посетители энергично размахивают полами пальто и курток, сдаваемых в гардероб. Кроме того, к концу посещения зрители устанут и проведут около самых ценных экспонатов меньше времени, а значит, меньше напылят.