Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Ответы и решения. Что видим? Нечто странное! Кадр за кадром

Леонид Ашкинази, Наталия Сьянова. Фото Леонида Ашкинази

Кадр за кадром
(См. «Наука и жизнь» № 11, 2021 г.)

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Пластмассовая коробочка с лампочкой — устройство для разрезания стандартной фотоплёнки шириной 35 мм на отдельные кадры. В сравнительно недавнем прошлом фотография была не цифровой, а плёночной. Причём имелось два варианта технологического процесса: в одном случае на плёнке получалось негативное изображение, в другом — позитивное. Соответственно, в первом случае после проявления плёнки нужен был ещё один процесс — фотопечать. Через негативную плёнку в специальном проекционном приборе — фотоувеличителе — засвечивалась фотобумага, далее она обрабатывалась (проявление — промывка — фиксаж — промывка), и уже на ней возникало позитивное изображение. Именно эти отпечатки на фотобумаге размером чаще всего от 9 х 12 до 18 х 24 см называли фотографиями. Во втором случае, когда позитивное изображение получалось на плёнке в результате специального процесса проявления, более сложного, чем для негативной плёнки, печать была не нужна, но само изображение было маленьким.

Поэтому дальше было два пути. Либо изображение проецировалось на экран (чаще всего на натянутую простыню или белую оштукатуренную стену, но для фото- и кинолюбителей выпускались и небольшие домашние экраны, сматывавшиеся в металлический корпус), либо его рассматривали через лупу. В обоих случаях было опять же два пути. Плёнку разрезали на кадры представленным выше или аналогичным устройством либо просто ножницами, а затем вставляли каждый кадр в специальную картонную или пластмассовую рамку (то, что получалось, называли слайдом, реже — диапозитивом). В виде части слова «слайд-шоу» термин «слайд» дожил до нашего времени.

На фото вверху показаны два устройства для просмотра одним глазом — спереди линза с увеличением в два-три раза, сзади окошко из матового пластика, направляемое при просмотре на источник света, сверху щель для слайда. Но существовала и технология без разрезки, когда проекция на экран шла прямо с плёнки, для чего на проекторе имелись две катушки — исходная и приёмная, плёнку покадрово перематывали вручную, меняя изображения на экране. Продавались также устройства для вставки одновременно двух слайдов, составлявших «стереопару» и требовавших рассматривания двумя глазами. Изображение в этом случае получалось объёмным, но и снимать надо было специальным стереофотоаппаратом с двумя объективами.

В других конструкциях плёнка протягивалась перед линзой и изображение рассматривалось одним глазом, для чего существовали так называемые фильмоскопы. Ленты для них — диафильмы — печатались на специальной фабрике большими тиражами и в широком ассортименте: от учебных и пропагандистских до детских сказок. В центре Москвы был большой магазин по продаже слайдов, диафильмов и техники для их просмотра. В диафильмах кадр был не обычного для фотоплёнок стандарта (24 х 36 мм), а вдвое меньше. Под каждым кадром имелась подпись, поясняющая его содержание. До распространения телевидения, любительского кинематографа и компьютеров это было единственное средство визуального развлечения на дому, да и позже диафильмы долго пользовались успехом, особенно у детей — ведь кадр можно остановить, долго рассматривать и обсуждать.

Если дома среди старых вещей или на улице вам встретится загадочный объект, сфотографируйте его и пришлите снимок. Наши эксперты постараются рассказать о назначении объекта и привести его название. Или же это сделает кто-то из читателей, увидев присланные вами фото в журнале.

Другие статьи из рубрики «Ответы и решения»




Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie на вашем устройстве. Подробнее