Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. АПРЕЛЬ 2004 №4

НОВЫЙ ВЕЗДЕХОД

Огромные пространства России, чрезвычайно важные с хозяйственной точки зрения, к сожалению, находятся в тяжелых природно-климатических условиях, покрыты болотами или представляют собой вечную мерзлоту. В этих районах нельзя обойтись без специальных транспортных средств. До сих пор у нас делали гусеничные вездеходы, но они были тяжелыми, "прожорливыми", да и на удобства для пассажиров и водителя разработчики не обращали особого внимания.

На Заволжском заводе гусеничных тягачей в Нижегородской области создали новый вездеход "Бобр". Кажется, что это модифицированная "Газель", однако сходство только внешнее. Корпус "Бобра" представляет собой герметичную лодку с плоским дном. Ходовая часть машины - гусеницы с традиционным приводом на задние звездочки. Катки и траки гусениц обрезинены, благодаря чему снижается уровень шума, а при движении по дорогам "Бобр" не разрушает их покрытие. От "Газели" новому вездеходу достался лишь кузов, да и тот несколько изменен, поэтому его не получают готовым с ГАЗа, а приобретают там детали и сваривают их на заводе.

В качестве двигателя разработчики использовали 110-сильный дизель с турбонаддувом "ГАЗ-560", который производят по лицензии немецкой фирмы "Steyr" в Нижнем Новгороде. Коробку передач взяли от "Газели", усилили ее и прикрепили раздаточную коробку для отбора мощности на дополнительные агрегаты и водомет (если вездеход используется и в качестве амфибии). "Бобр" способен развивать на суше скорость до 65 км/ч, а на воде - до 6 км/ч.

Панель приборов как у "Газели", а вот органы управления, конечно, иные. Рулевого колеса нет, хотя осталась колонка с переключателями. Появились рычаги фрикционов, причем левый можно сложить и опустить на пол, чтобы он не мешал входить и выходить из кабины, и быстро вернуть в рабочее положение. Поскольку фрикционы служат не только для поворотов, но также для трогания и остановки, то педаль тормоза не нужна.

Предусмотрено несколько вариантов салона, в том числе пассажирский с сиденьями вдоль боковых стенок. Кроме 6-8 пассажиров в нем можно разместить и достаточно много груза.

Наконец, учтены и тяжелые условия эксплуатации: помимо обычного отопителя имеется дополнительный, на солярке. А в жаркую погоду, чтобы не перегревался двигатель, можно из кабины поднять боковые и переднюю крышки капота.

На Севере и в Сибири вездеход незаменим. Там им будут пользоваться нефтяники и геологи, ремонтники и охотники. Но и в других районах он окажется полезным, например для спасательных работ.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ

Службы безопасности дорожного движения требуют от водителей, чтобы в автомобиле обязательно находился огнетушитель. При возгорании во многих случаях он спасает водителя и машину. Однако на ходу не так легко заметить начало пожара, а когда огонь распространится, тушить его трудно, да и ущерб получается очень большим.

В зданиях уже давно устанавливают системы автоматического пожаротушения. Теперь подобной системой можно оснастить и автомобиль. В фирме "ЭПОТОС 1" разработаны генераторы аэрозольного пожаротушения серии "Допинг". Устройство "Допинг-2" представляет собой небольшой цилиндр, который по желанию можно установить под капотом, в салоне или у бензобака.

В торце цилиндра находится термочувствительный элемент - своего рода бикфордов шнур. При температуре выше 170°С он срабатывает и поджигает находящийся в корпусе низкотемпературный порох (с температурой горения около 300°С). Давление внутри корпуса увеличивается, и газы выбрасываются через отверстия в крышке наружу, увлекая за собой мельчайшие частицы аэрозоля. Попадая на очаг пожара, они сбивают пламя и подавляют сам процесс горения.

Если водитель заметит пожар раньше, чем сработает автомат, то запустить огнетушитель можно, нажав на кнопку, выведенную на приборную панель.

Система хороша тем, что не вызывает коротких замыканий в электропроводке, а осевший порошок можно просто смахнуть щеткой.

ТРОЛЛЕЙБУС СТАНЕТ УДОБНЕЕ И БЕЗОПАСНЕЕ

В западноевропейских городах роль наземного общественного транспорта выполняют автобусы и трамваи. На центральных улицах многих наших крупных городов часто можно встретить еще и троллейбус. Им пользуются миллионы людей, поэтому очень важно, чтобы эти машины были удобными и безопасны ми. Парк троллейбусов регулярно обновляется, и достойно внимания появление машины нового поколения, которую начали выпускать в ОАО "Троллейбусный завод" города Энгельса.

Семейство новых моделей назвали "Оптимой", и не просто так: в них европейское качество сочетается с приемлемыми для России ценами. Чем же отличается "Оптима" от предшественников? Сразу обращает на себя внимание дизайн: пол от передней до средней двери находится почти вровень с тротуаром - значит, легко попасть в троллейбус смогут и пожилые люди, и инвалиды. Для этого бoльшую часть устройств управления тяговой системой из-под пола перенесли на крышу. Применение для кузова оцинкованных листов и антикоррозионная обработка позволят эксплуатировать машины не менее 12-15 лет. Над передней и средней дверями установлены электрифицированные информационные табло-указатели.

Не меньше внимания конструкторы уделили проблемам безопасности. В частности, на троллейбусе установлена антиблокировочная система тормозов (АБС). Это сложное устройство (кстати, его нет даже на легковых автомобилях отечественного производства) не дает тормозным дискам намертво прижиматься к колесам. Тормозной путь сокращается, и машина не теряет управляемости на скользкой дороге. Не будет у пассажиров неприятностей с дверями: они теперь не захлопнутся, прищемив руку или ногу человека, не успевшего войти в салон. Встретив препятствие, дверь автоматически распахнется, и водитель не сможет тронуться, пока дверь не закроется целиком.

Разработчики позаботились не только о пассажирах, но и о водителе: намного улучшен обзор, на троллейбусах установлен гидравлический усилитель руля, для удобства обслуживания облегчен доступ к узлам и деталям.

МЕХАНИЧЕСКАЯ МЕТЛА

Специалисты Московской академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова разработали небольшую машину для уборки дворовых территорий. Дворник легко катит ее вручную, а электродвигатель вращает круглые щетки, которые собирают мусор в 40-литровый контейнер.

Зарядки аккумулятора хватает на 6 часов, и этого вполне достаточно, чтобы убирать участок даже два раза в день.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»