Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ФАРФОР ИЗ МУЗЕЯ "ЦАРИЦЫНО"

"я назвала его царицыным", - так писала Екатерина II о своем новом владении на юго-востоке Подмосковья. Для сооружения летней царской резиденции был приглашен известный архитектор В. И. Баженов (см. "Наука и жизнь" № 4, 1992 г.). Через десять лет царица приказала сломать построенный Баженовым дворец. Заказ передали главному строителю Москвы М. Ф. Казакову. В 1796 году Екатерина II скончалась. Строительство было прекращено. И вот уже два с лишним столетия живописные руины дворца украшают царицынский парк. В 1960 году Царицыно стало территорией Москвы. В восьмидесятых годах ХХ века здесь открыли музей. Современное название музея - Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно". С открытием музея в Царицыне отреставрировали некоторые памятники архитектуры, привели в порядок территорию. В Кавалерских корпусах и на втором этаже Оперного дома (архитектор В. И. Баженов) экспонируются музейные коллекции. Фонды музея Министерство культуры начало формировать еще в шестидесятые годы, и сейчас Царицыно располагает богатейшими собраниями произведений искусства народов России и Западной Европы XVIII-XX веков. В музее 30 тысяч экспонатов: образцы художественного ткачества, украшенные росписью и резьбой изделия из дерева, резная кость, художественная бронза, ювелирные изделия, стекло, фаянс, а также коллекция европейского фарфора. О фарфоре мы попросили рассказать старшего научного сотрудника музея, кандидата искусствоведения Татьяну Дмитриевну КАРЯКИНУ.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАРФОР XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

Фарфор появился в Китае в I веке нашей эры. Китайский фарфор вместе с другими экзотическими товарами привозили в Европу корабли ост-индских компаний. Белизна восточного фарфора, изысканный расписной декор привлекали европейских керамистов, которые стремились разгадать секрет его изготовления. Фарфоровую массу пытались получить в Италии, в Голландии, во Франции. Однако полным успехом подобные опыты завершились лишь в Германии. Первая европейская фарфоровая мануфактура была основана в 1710 году в Мейсене (недалеко от Дрездена) под эгидой курфюрста саксонского и короля польского Августа Сильного. Главная заслуга в получении фарфора принадлежит изобретателю И.-Ф. Бёттгеру и немецкому ученому Э.-В. Чирнхаузу.

Вскоре появились заводы по производству фарфора и в других европейских городах. Русская императрица Елизавета Петровна ни в чем не хотела отстать от западных правителей. По ее распоряжению начались опыты по изготовлению фарфора в России. Под руководством Д. И. Виноградова в Петербурге в 1744 году была открыта порцелиновая мануфактура, которая впоследствии получила наименование Императорский фарфоровый завод.

В ранний период деятельности Мейсенской мануфактуры, пока еще не был выработан свой художественный язык, для украшения фарфоровых изделий используются восточные мотивы. Но постепенно характер росписей меняется. Мы увидим это, знакомясь с экспонатами Царицынского музея.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Музей»

Детальное описание иллюстрации

В России в елизаветинское время и в период правления Екатерины II полихромные цветочные композиции в росписи фарфора были одними из самых любимых. Прямоугольное, со сглаженными углами блюдо - характерный образец подобной росписи. Влияние Мейсена здесь прочитывается особенно четко: изображение крупного букета и мелких веточек с цветами, а также рельефный орнамент по борту в виде плетенки.
В европейском искусстве XVIII века одним из наиболее популярных был галантно-пасторальный жанр. Именно с этой тематикой связана роспись пластины "Игра в жмурки", исполненная по гравюре с картины французского живописца XVIII века Ж.-О.Фрагонара, лучшего ученика Ф. Буше. Подобные композиции чаще всего изображают развлечения и забавы беззаботных молодых людей на лоне природы. Пластина исполнена на Мейсенской мануфактуре в 1750-х - начале 1760-х годов.
Многоцветные гирлянды, подвешенные вертикально и закрепленные вверху бантом, использованы в росписи жардиньерки, изготовленной в XVIII веке на Севрской королевской мануфактуре. Сосуды такой формы, предназначенные для выращивания цветов, не встречаются в других странах. Здесь удивительно гармонично сочетаются элементы барокко и рококо. Для изделий Севрской мануфактуры характерны специфические по своим оттенкам цветные фоны. В оформлении жардиньерки использован бирюзовый фон.
Многофигурная композиция "Садовники" (Мейсен, начало 1770-х годов). На небольшом возвышении изображен молодой человек, который в левой руке держит корзину, полную фруктов, а в правой - букетик цветов. Цветы он протягивает девушке, на голове которой корзиночка с цветами. На переднем плане - девушка, окучивающая граблями цветущий куст. На оборотной стороне композиции помещены две фигуры: юноша, копающий лопатой землю, и девочка, держащая в руках горшочек с цветком. Подобные скульптурные композиции рассчитаны на круговой обход. Композицию "Садовники" скульптор И. И. Кендлер оставил без росписи.
В Севре в 1804-1809 годах выполнена чашка с изображением одного из самых знаменитых французских замков - Шенонсо. Многовековая история замка связана с именами Дианы де Пуатье и Марии Медичи. Особенность замка состоит в том, что он расположен на сваях над рекой Шер в долине Луары. А архитектурное его решение гармонично сочетает готические и ренессансные элементы.
Изящный сервиз для чая с полихромным живописным декором в виде птиц, исполнен на Мейсенской мануфактуре. Роспись сделана яркими красками, передающими изысканную красоту оперения, при этом на различных предметах сервиза не повторяется изображение ни одной птицы.