ЛЕГКИЕ ВМЕСТО УШЕЙ

Е. Лозовская

Наука и жизнь // Иллюстрации

Способностью слышать наделены все позвоночные животные и даже некоторые насекомые. Причем для того, чтобы воспринимать звуковые колебания, совсем не обязательно иметь хорошо развитый слуховой аппарат.

Группа американских ученых, которой руководит профессор Томас Хетерингтон из Университета Огайо, несколько лет назад обнаружила, что безухие лягушки воспринимают звуки с помощью легких. Теперь Хетерингтон, изучив четыре вида саламандр и три вида ящериц, выяснил, что легкие помогают слышать и им. И саламандры и ящерицы имеют внутреннее ухо, оно может обрабатывать звук и передавать сигнал нервным клеткам, однако внешнее и среднее ухо у саламандр отсутствует.

В экспериментах животных помещали в изолированную камеру с динамиком, воспроизводящим звуки различной частоты. Звук заставляет колебаться грудь животного, и воздух, заполняющий легкие, переносит эти колебания к внутреннему уху. Чтобы измерять движения кожи при воздействии звуков разной частоты, на грудь животного направляли лазерный луч, который работал как высокочувствительный детектор. Колебания кожи были более заметны при низких частотах: у маленьких тритонов (род саламандр) пик амплитуды движений соответствовал диапазону от 1600 до 2500 герц, у более крупных саламандр - от 1250 до 1600 герц и у ящериц - от 1000 до 2000 герц. У ящериц есть среднее ухо, в котором расположены молоточки, и кожа в этой области колебалась при частотах от 2000 до 3000 герц.

Звуки могут проникать в организм разными путями, но наиболее чувствительны к звуковым волнам легкие. По-видимому, легкие как орган слуха важны для животных, у которых нет среднего уха, в первую очередь для мелких амфибий и рептилий. Их легкие имеют тонкие мышечные стенки, активнее реагирующие на звук и способные улавливать более широкий диапазон частот.