№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Форматы книг в зеркале живописи

Доктор педагогических наук Юлия Щербинина

За многовековую историю книги постоянно совершенствовались, видоизменялись, становились всё более функциональными и красивыми. Появились всевозможные приспособления, облегчающие процесс общения с книгой (см. «Наука и жизнь» №№ 11, 12, 2019 г.) и защищающие её от воровства, а также предметы, позволяющие сделать чтение комфортным и приятным (см. «Наука и жизнь» № 8, 2020 г.). Заметные изменения претерпели и форматы книг. Фигурные и складные, поясные и настольные, стационарные и мобильные — их многообразие можно изучать не только по научным трудам, но и по произведениям живописи.

Мастер Святой Гудулы (нидерландский художник XV века). Молодой человек с книгой. Около 1480 года. Иллюстрация: Wikimedia Commons/Metropolitan Museum of Art/CC0.

Открывая сердце

Мастера книжного дела экспериментировали с формой книг, начиная с позднего Средневековья. Настоящими шедеврами специалисты считают изготовленные в XV—XVI столетиях рукописные книги с фигурно вырезанными страницами. Самые известные из них — выполненные в форме сердца песенник Жана де Моншеню, сборник любовных баллад «Heart Book» датского короля Кристиана III и молитвенник его дочери, принцессы Анны.

Сердце — символ открытости человека Богу и преданности вере. Считавшееся вместилищем души, оно соотносилось и со святым сердцем Иисуса Христа. Ещё одна трактовка этого образа — уединённая безмолвная молитва. Не случайно в монашеской среде чтение про себя называли сердечным, в противоположность чтению вслух...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее