Крошечные лягушки, которых почти не замечали

Крошечные азиатские лягушки рода Microhyla мало известны в наших широтах. Между тем описано около 50 видов этих прыгучих наземных азиатских амфибий. Самые мелкие из них — Microhyla nepenthicola — живут на острове Борнео. Длина их взрослых самцов всего 10—11 мм. Из-за малого размера «микролягушек» описывать их морфологию довольно трудоёмко. Возможно, поэтому в систематике микрохил царит беспорядок.

Расположение изученных популяций микрохил на карте Азии. Пробы биологов МГУ отмечены зелёным. Рисунок Николая Пояркова/МГУ.
Крошечная азиатская лягушка рода Microhyla на монете в 1 рубль. Фото Николая Пояркова/МГУ.
Историческая биогеография Южной и Юго-Восточной Азии и эволюция Microhyla. Предки подсемейства Microhylinae возникли на территории Индийской плиты, дрейфующей от Африки на северо-восток, в сторону Азии. Первые контакты Индостана и Азиатского континента произошли очень рано — в палеоцене-эоцене, когда узкороты (микролягушки) смогли проникнуть на территорию Зондской суши, где впоследствии дифференцировались и возникли три группы Microhyla I, Microhyla II и Glyphoglossus. По мере приближения Индийской плиты к Азии и начала подъёма Гималаев климат стал меняться и возникли сезонно-влажные и сезонно-сухие типы климата. Это, вероятно, способствовало расселению линии Microhyla I, которая неоднократно колонизировала Индостан с территории Юго-Восточной Азии.

Сотрудники кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ решили восполнить этот пробел и изучили филогенетические связи крошечных азиатских амфибий, то есть развитие биологического вида во времени*.

Кандидат биологических наук Николай Поярков, доцент кафедры зоологии позвоночных, заинтересовался микрохилами в 2007 году, во время экспедиции во Вьетнам. В 2014 году он и его коллеги описали пять новых видов рода Microhyla. Затем они поставили задачу построить наиболее полное филогенетическое дерево. За работу взялся аспирант кафедры Владислав Горин.

Микрохилы населяют огромную территорию — фактически эти лягушки встречаются по всей Ориентальной области (так называют биогеографический регион, к которому относятся Южная и Юго-Восточная Азия) от Шри-Ланки до Окинавы и от Сычуани до Бали. При этом многие виды микрохил — редкие эндемики (то есть обитают на относительно ограниченном ареале) или вовсе известны только по типовым экземплярам, собранным много лет назад. Чтобы собрать данные по всем видам этого рода, московские зоологи обратились к помощи исследователей из Таиланда, Вьетнама, Китая и Тайваня, Японии, Малайзии, Бангладеш, Индии, Германии, США и Шри-Ланки. В итоге удалось получить генетические данные для 48 из 50 известных видов рода Microhyla. Также в ходе кропотливой работы удалось уточнить вопросы систематики рода и выделить основные группы видов.

Биологи объясняют, что изучение эволюции размеров тела этих амфибий весьма важно, так как оно может помочь пониманию предпосылок к миниатюризации у позвоночных вообще. Исследователи выяснили, что четыре группы Microhyla независимо достигли крайней миниатюризации (размер тела взрослых животных менее 15 мм), причём из пяти самых крошечных видов три размножаются в фитотелмах — полостях растений, заполненных водой, таких, как ловчие кувшины непентесов (M. nepenthicola) или дупла деревьев (M. arboricola, M. Nanapollexa).

Есть предположение, что уменьшение размера могло быть связано с эволюцией стратегии размножения в этой группе, обеспечивающей оптимальную численность. Увеличение же размера тела (которое отмечено у лягушек рода Glyphoglossus и некоторых линий Microhyla I), — видимо, результат адаптации к жизни в сезонно засушливых местообитаниях.

Биологи представили сценарий диверсификации Microhyla и выявили множество генетических линий, которые, по всей вероятности, — новые для науки виды. Возможно, ранее их просто никто не замечал из-за крошечных размеров этих животных.

Результаты исследований опубликованы в журнале «PeerJ», теперь зоологам предстоит описать ещё примерно от 15 до 33 видов Microhyla.

Работа поддержана Российским научным фондом.
По информации пресс-службы МГУ им. М. В. Ломоносова.

* Филогенез рассматривает эволюцию как процесс, в котором генетическая линия от предка к потомкам разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут приобретать те или иные изменения или исчезать в результате вымирания.

Другие статьи из рубрики «Вести из экспедиций»