БНТИ, 2002, №2

АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРОВИ #1#

Наука и жизнь // Иллюстрации

Не более десяти минут требуется для проведения общего анализа крови при помощи нового отечественного прибора (АСПЕК), разработанного в Радиотехническом институте имени академика А. Л. Минца. В создании прибора принимали участие и специалисты Гематологического центра Российской академии медицинских наук.

Каждому известно, что для забора крови медсестре требуется всего пара минут, зато для проведения анализа - в десятки раз больше. Новый прибор автоматически производит количественный анализ крови, то есть подсчитывает концентрацию в ее объеме эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Делается это сканированием поля зрения микроскопа, для чего столик с ним движется перед видеокамерой по траектории, задаваемой с клавиатуры компьютера. Результаты сканирования заносятся в его память.

#2#

Помимо того, АСПЕК автоматически подсчитывает лейкоцитарную формулу крови, оценивает распределение ее клеток по размерам эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, определяет среднее содержание гемоглобина. И, наконец, выделяет нормальные и патологические формы эритроцитов и лейкоцитов, что уже само по себе помогает выявить у пациентов некоторые заболевания.

Полных аналогов прибору АСПЕК в мире не существует. Используемые за рубежом автоматические анализаторы - проточные, то есть выполняют анализ только жидкой крови. АСПЕК же анализирует традиционный "сухой мазок", приготовление пробы которого обходится в 20-30 раз дешевле. Существенно более дешевым оказывается и сам прибор, тогда как по характеристикам он не уступает, а в чем-то и превосходит зарубежные аналоги.

БЕЗВРЕДНАЯ ГАЛЬВАНИКА #3#

Не имеющую в мире аналогов бессточную технологию гальванических процессов разработали специалисты московского Научно-производственного кооператива "Регенератор". И это очень важно, поскольку именно гальваническое производство традиционно считается одним из самых опасных для экологии. Особенно на тех производствах, где используются устаревшие технологии и стоки разных процессов смешиваются перед тем, как подвергнуться нейтрализации. Обезвредить подобную смесь весьма сложно и дорого, и неудивительно, что по старым нормам планировалось выделять на очистные сооружения такую же площадь, как на само гальваническое производство. А еще одним немаловажным недостатком старых очистных сооружений было то, что они в огромных количествах потребляли водопроводную (то есть питьевой очистки) воду.

Разработанная московскими химиками технология имеет замкнутый цикл и воду из водопровода не потребляет совсем. А используемая для промывки деталей вода очищается специально для этой цели созданным минерально-углеродным сорбентом и снова возвращается в ванну. Возвращается в производство и подавляющая часть уловленного электролита, благодаря чему значительно уменьшается расход химических реактивов, необходимых для гальванического производства.

Вся эта бессточная технология малоотходна и в принципе могла бы быть вовсе безотходной. Но так как переработка столь малого количества отходов экономически невыгодна, то их можно просто сдавать заинтересованным организациям. А таковые, несомненно, найдутся, поскольку в составе подобных отходов могут быть хром, кадмий и иные ценные металлы.

ОСЕТРОВЫЕ В ПОДМОСКОВЬЕ #4#

Фундаментальные и прикладные исследования проводятся во Всероссийском НИИ пресноводного рыбного хозяйства (пос. Рыбное Дмитровского района Московской области). Специалисты института разрабатывают технологии выращивания пресноводных рыб и генетические методы их селекции, создают вакцины против болезней рыб и рецептуру комбикормов.

А разработанные во ВНИИПРХе методы рыбоводной гидробиологии позволяют управлять водными экологическими системами и увеличивать их продуктивность.

Мировую известность получили институтские разработки по генетике карпа - комплекс генетических методов его селекции уже передан селекционерам.

Но, пожалуй, наибольший интерес представляет разработанная во ВНИИПРХе промышленная технология полноциклового выращивания осетровых рыб. От выведенных в искусственных условиях содержания этих реликтовых рыб удалось впервые в мировой практике получать не только полноценную икру, но и молодь.

РАСТЕНИЯ БОРЮТСЯ СО СТРЕССОМ

Новый тип стрессовых белков обнаружили в растениях сотрудники Сибирского института физиологии и биохимии растений (СИФИБР) Российской академии наук при понижении внешней температуры. Возникают такие белки в некоторых видах флоры (например, в озимой пшенице) в момент охлаждения и потому именуются белками холодового шока. До сих пор было известно лишь о белках теплового шока: они могут появляться в растениях при перегреве, когда в них ускоряются все реакции. Но при охлаждении, казалось бы, вся жизнедеятельность должна была бы замирать - откуда же могут взяться новые белки?

Оказалось, однако, что имеющиеся в клетке живого организма включения, именуемые митохондриями и выполняющие в нем функции некой энергетической станции, способны не только выделять энергию для химических реакций, но и переходить - при необходимости - на режим экстренного выброса тепла. Получив в момент охлаждения сигнал от реагирующих на холод веществ, митохондрии переходят на аварийный режим работы. В итоге температура растения повышается на несколько градусов, иногда даже на десять.

Исследуя холодовые белки, сибиряки сумели понять ранее не известные механизмы защиты растений от всякого рода неблагоприятных условий. Полученные результаты открывают возможность дальнейшей работы с растениями и, в частности, их целенаправленной селекции. И не исключено, что не только растений, поскольку, по мнению ученых, подобные свойства вполне могут быть присущи и другим организмам.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПОКРЫШКИ #5#

Похоже, что российские шинники оказались с недавних пор "впереди планеты всей": специалисты НИИ шинной промышленности (Москва) разработали принципиально новую технологию производства автомобиль ных шин. Традиционно применяемая технология их изготовления достаточно сложна, многостадийна и использует в качестве исходного материала смесь из сажи и каучука.

Новая, московская, технология проще и выполняется на одном станке. Что же касается сажи, то вместо нее в исходной смеси применены специальные олигомеры, то есть полимеры относительно малой молекулярной массы (от греч. oligos - немногий, незначительный и meros - часть). А поскольку сажи в составе новых шин нет, то и цвет покрышки может быть практически любым.

Это значит, что особо привередливые автовладельцы смогут "обувать" свои машины, например, в цвет кузова или, напротив, в контрастный - как кому больше понравится. Правда, доступно это пока весьма немногим: ведь на сегодняшний день существуют лишь опытные образцы этих шин - очень и очень недешевые. Понизить стоимость их изготовления можно, как известно, развернув производство. Но на это, естественно, нужны немалые средства, которые, впрочем, могли бы довольно быстро окупиться: ведь за рубежом цветных шин еще нет. И если помимо цвета они станут отличаться и высоким качеством, то спрос на них на мировом рынке, видимо, будет.

Есть у новой технологии изготовления шин и дополнительные достоинства: она, во-первых, более экологична, а во-вторых, существенно упрощает утилизацию отработавшей автомобильной "обуви".

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»