Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОТ НЕСКУЧНОГО САДА ДО ДЕЛОВОГО ЦЕНТРА "МОСКВА-СИТИ" ЧЕРЕЗ ПЛОЩАДЬ ЕВРОПЫ

Академики архитектуры Ю. ПЛАТОНОВ, А. КУЗЬМИН, кандидаты архитектуры Д. МЕТАНЬЕВ, И. ДИАНОВА-КЛОКОВА.

НОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ В МОСКВЕ

В Москве начинается комплексная реконструкция площади Киевского вокзала. По замыслу градостроителей, на ее месте расположится один из важных общегородских центров - площадь Европы, которая свяжет воедино сквер с двумя фонтанами, новый торговый и общественно-деловой центр с многоярусной автостоянкой, два моста через Москву-реку, вокзал и гостиничный комплекс. Через обновленную площадь пройдет пешеходный туристический маршрут по историческим местам центра столицы. Над его проектом работает сейчас авторский коллектив под руководством академиков архитектуры Ю. П. Платонова и А. В. Кузьмина. Вдоль трассы маршрута планируется создать инфраструктуру, отвечающую последнему слову туристического бизнеса. В ноябре 2001 года, когда статья уже готовилась к печати, коллектив авторов проекта архитекторы Ю. П. Платонов, А. В. Кузьмин, Д. А. Метаньев, И. В. Дианова-Клокова, А. В. Тасалов, инженеры-конструкторы Е. Г. Гапонцев, Б. Н. Монов, А. М. Колчин, Д. В. Лабузов за реализованный проект комплекса Андреевский пешеходный мост, эспланада, набережная Нескучного сада и пешеходный Краснолужский (Киевский) мост были удостоены Российской национальной премии в области архитектуры "Хрустальный Дедал". Еще одна награда - премия Москвы в области литературы и искусства за 2001 год присуждена архитекторам Ю. П. Платонову (руководитель), А. В. Кузьмину, Д. А. Метаньеву, И. В. Диановой-Клоковой, инженерам Е. Г. Гапонцеву и Б. Н. Монову за проектирование и архитектуру новых пешеходных мостов в Москве.

Каждый год в Москву приезжает более миллиона туристов. Это и много и мало, если сравнивать с другими мировыми столицами. Московское правительство намерено предпринять решительные шаги к тому, чтобы гостей в городе стало больше по крайней мере на порядок. Для этого надо приложить немало усилий. Нынешнему цивилизован ному туристу, приехавшему в Москву для знакомства с ее многовековой историей, самобытным зодчеством, выдающимися памятниками разных эпох, всемирно известными музеями и театрами, хочется еще и комфорта. Ему нужно, чтобы пребывание в городе было безопасным, чтобы он мог выбрать гостиницу по своему вкусу и средствам, чтобы было, куда поставить машину, где вкусно поесть, сделать покупки, заняться спортом, отдохнуть и развлечься. Градостроители стремятся к тому, чтобы таких мест в столичном мегаполисе стало больше.

В историческом центре Москвы создается трасса нового пешеходного туристического маршрута Нескучный сад - Москва-Сити. Его основные вехи: площадь Гагарина - новое здание Российской академии наук (РАН) - Нескучный сад - Ленинский проспект - Комсомольский проспект - метро "Фрунзенская" - усадьба Трубецких - сквер Девичьего поля - Плющиха - площадь Киевского вокзала (площадь Европы) - Украинский бульвар - гостиница "Украина" - выставочный комплекс Экспоцентр - Москва-Сити. Длина - около 4 километров. Поблизости от трассы маршрута, в пределах всего 1,5-2 километров, располагаются выдающиеся памятники истории и культуры. Среди них: Донской, Андреевский и Новодевичий монастыри, Дом художника и Третьяковская галерея на Крымском валу, мемориальный комплекс Поклонная гора.

Маршрут трижды пересекает Москву-реку. С каждого из пешеходных мостов открываются красивейшие панорамы города. С Андреевского моста вниз по течению реки - прекрасный вид на храм Христа Спасителя, башни Кремля, высотные здания, по другую сторону - Андреевский монастырь, Московский государственный университет на Воробьевых горах, новое здание РАН, в створе моста - Шуховская телебашня. С Ростовского моста хорошо просматриваются Белый дом, гостиница "Украина", высотные здания на Краснопресненской и Смоленской площадях, в новом ракурсе открываются Бородинский мост, МГУ, Воробьевы горы. В створе моста высится великолепная часовая башня Киевского вокзала. С обзорной площадки моста "Багратион" видны гостиница "Украина", Экспоцентр, здания Международного торгового центра, трубы первой московской ТЭЦ.

Организовать движение по кольцевому маршруту вокруг центра Москвы собирались давно. Еще в генеральных планах 1924 и 1936 годов предусматривалось проложить новое бульварно-транспортное кольцо, так что предложение архитекторов создать на его месте пешеходный туристический маршрут, можно сказать, обусловлено исторически. Согласно проекту, трасса будет представлять собой западный участок бульварного кольца, которое в перспективе может быть продолжено в обе стороны и замкнуто.

Созданию туристического маршрута Нескучный сад - Москва-Сити во многом способствовало и то обстоятельство, что здесь в одно время и в одном месте сошлись сразу несколько крупных замыслов и проектов: стремление властей повысить туристический статус столицы, передвижка и воссоздание двух пешеходных мостов, предложение создать в Москве ансамбль площади Европы с фонтаном "Похищение Европы".

Все началось с проведения важных градостроительных работ. Возведены три пешеходных моста через Москву-реку: Андреевский, Ростовский и "Багратион", которые связали воедино отдельные участки трассы. Благоустраиваются примыкающие к ним пешеходные набережные, сейчас на них возводят причалы для речных судов, а в недалеком будущем здесь появятся станции монорельсовой железной дороги, по которой туристы смогут проехать вдоль реки от Москва-Сити до Красных Холмов.

На площади Гагарина полным ходом идет строительство автомобильного туннеля третьего транспортного кольца. Около нового здания РАН создается просторная площадь с фонтанами и новым входом в Нескучный сад. В перспективе в районе площади Гагарина будут воздвигнуты такие масштабные сооружения, как деловой и выставочный центры, торговый пассаж, гостиницы, киноцентр с десятью просмотровыми залами и элитный жилой комплекс "Слобода".

Чтобы маршрут стал действующим, нужно создать все условия для организации на нем свободного и безопасного круглогодичного движения (пешеходного и частично автобусного - для подъезда к памятникам, расположенным на некотором удалении от трассы). В этих целях на пересечении с оживленными радиальными транспортными магистралями, Ленинским, Комсомольским и Кутузовским проспектами, Большой Дорогомиловской и другими широкими улицами организуются пешеходные переходы. Планируется построить несколько многоуровневых автостоянок, преимущественно под- и надземных. Они расположатся вдоль туннеля третьего транспортного кольца у площади Гагарина, рядом со входом на Андреевский мост со стороны Ленинского проспекта, под 1-й Фрунзенской улицей, в составе торгово-общественного комплекса на площади Киевского вокзала и на подъезде к Москва-Сити.

В самых людных местах (на площади Гагарина, у входа в Нескучный сад со стороны Ленинского проспекта и у Киевского вокзала) поднимутся крупные торговые центры. К действующим гостиницам "Рэдиссон-Славянская", "Украина" и группе высококлассных отелей на Смоленской площади добавятся пятизвездочный отель на Ростовской набережной, комфортабельные гостиницы и апартаменты на площади Гагарина и в комплексе Москва-Сити.

Что же будет представлять собой реконструируемая площадь Киевского вокзала - площадь Европы? Она должна стать не только ключевым звеном нового туристического маршрута, но и важнейшим общегородским центром. В нее войдут водное зеркало Москвы-реки, склон высокого левого берега с памятником архитектуры 1934-1936 годов - жилым домом архитектора А. В. Щусева и храмом Рождества Богородицы на Ростовской набережной (его предполагается воссоздать), низкая пешеходная набережная правого берега, большой сквер с фонтанами, Киевский вокзал, торговый и общественно-деловой центр. Площадь обрамляют два моста через Москву-реку. Бородинский мост стоит здесь с 1913 года. Его построили в честь столетия победы России над Наполеоном архитектор Р. И. Клейн и инженер Н. И. Осколков. А Ростовский мост - новый. Его основой стал центральный арочный пролет бывшего Краснолужского моста, переехавший к Киевскому вокзалу всего два с половиной года назад. Он был передвинут, как и Андреевский мост, на новое место и из железнодорожного стал пешеходным. (Подробнее об этом см. "Наука и жизнь" № 7, 1999 г. - Прим. ред.)

Одной из главных достопримечательностей площади Европы остается здание Киевского вокзала. Его построил в 1912-1917 годах архитектор И. И. Рерберг при участии инженера В. Г. Шухова и художника И. И. Нивинского. Шухов проектировал большепролетные арочные перекрытия над платформами длиной 231 метр, шириной 47 и высотой 30 метров. Они выполнены из ажурных металлических ферм и остеклены. Украшает здание увенчанная купольной ротондой вокзальная башня с часами.

Значительная часть площади будет отдана пешеходам. Для этого планируется коренным образом перераспределить транспортные потоки, освободив место для большого сквера (общая площадь зеленых насаждений увеличится более чем вдвое), организовать беспрепятственный проезд к гостинице "Рэдиссон-Славянская" и трассу для транспорта терминала Киевского вокзала, ТЭЦ и других расположенных поблизости промышленных зон с выездом на Бережковскую набережную и третье транспортное кольцо. С площади уберут все парковочные площадки, за исключением привокзальной стоянки такси на 170 мест. Для прочего транспорта построят автостоянку на 750 мест в торговом и общественно-деловом комплексе. Это грандиозное сооружение площадью около 110 000 м2 будет возведено между 2-м Брянским переулком и Большой Дорогомиловской улицей. Со стороны Ростовской набережной появится входная площадка на мост и площадь Европы с видовой террасой, амфитеатром, беседкой и водным каскадом.

В центральной части площади, примыкающей к Москве-реке, решено разбить новый сквер с каскадами фонтанов, видовыми площадками и парком скульптур, который, по замыслу архитекторов, будет пополняться. Посреди сквера установят большой фонтан со скульптурной композицией "Похищение Европы" известного бельгийского скульптора Оливье Стребеля. Это ответный дар на передачу Бельгии двух памятников российского скульптора Георгия Франгуляна. Один из них - памятник Петру I - установлен в Антверпене, другой - А. С. Пушкину - в Брюсселе. Фонтан представляет собой круглую неглубокую чашу диаметром 26 метров, приподнятую над окружающей ее аллеей. В центре - скульптурная композиция на мифологический сюжет похищения Европы Зевсом, принявшим обличье быка. Помните картину с тем же названием выдающегося русского живописца Валентина Серова? Конструкция из стальных труб напоминает голову быка с рогами размахом около 15 метров (в их форме угадывается сходство с линиями женского тела). По замыслу скульптора, быка будут окружать постоянно меняющиеся потоки воды. Особую притягательность всей композиции придаст оригинальная светодинамика. Предполагается, что фонтан будет работать круглый год.

Усилия архитекторов и строителей уже находят реальное воплощение. Построенные год назад 1200-метровая пешеходная эспланада в створе 1-й Фрунзенской улицы и Пушкинская набережная в ЦПКиО полюбились москвичам, они часто приходят сюда погулять и полюбоваться прекрасными видами по берегам Москвы-реки. Андреевский мост называют теперь "Мост влюбленных". По новой московской традиции в день свадьбы здесь бывают молодожены. Всегда многолюдно на Ростовском пешеходном мосту, соединившем берега Москвы-реки между Киевским вокзалом и Плющихой. Пройдет совсем немного времени, и одним из самых любимых и часто посещаемых мест столичного мегаполиса станет площадь Европы.


Рисунки и фото И. Диановой-Клоковой.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Проблемы большого города»