Кавказ был «генетически пёстрым» уже в раннем железном веке

Егор Антонов

Генетики впервые исследовали ДНК носителей кобанской историко-культурной области — группы племён, которые жили на Северном Кавказе в конце бронзового и в начале раннего железного века — примерно с XIII по IV век до н. э. «Кобанцы» больше всего известны своими искусными бронзовыми изделиями, а также тем, что освоили террасное земледелие. Кроме того, лингвисты считали, что именно эти племена стали тем самым автохтонным (то есть «местным») субстратом, который лежит в основе некоторых современных народов Кавказа. Так ли это, может подсказать генетика, но вплоть до последнего времени ДНК «кобанцев» не изучали. Частично восполнить этот пробел — одна из задач исследования, опубликованного недавно в «Journal of Archaeological Science: Reports».

Бронзовые предметы из могильника Заюково-3. Фото Анны Кадиевой и Сергея Демиденко.

Авторы статьи (в списке 15 фамилий) отобрали для анализа останки 15 человек, погребённых на могильниках Клин-Яр 3 (окрестности Кисловодска) и Заюково-3 (Кабардино-Балкария). Четырнадцать из них происходят из кобанских погребений, общая дата которых — от IX до V века до н. э., ещё один скелет относится к сарматскому периоду (II—III века н. э.). Извлечь ДНК удалось только из останков 12 человек. Пятеро из них были мужчинами, поэтому стал возможен анализ по Y-хромосомным гаплогруппам, а по митохондриальным гаплогруппам исследовали ДНК 11 человек. (ДНК митохондрий передаётся лишь по материнской линии, а Y-хромосома, конечно, по отцовской. В гаплогруппы объединяют людей, у которых есть одинаковые мутации в ядерном или митохондриальном геноме, то есть которые имеют общего предка.)...