Путешествие в тарантасе с кокурками, скородумками и другим дорожным припасом

Кандидат фармацевтических наук Игорь Сокольский

Экипаж въехал в тесный двор, заваленный дровами, курятниками и всякими клетухами; из экипажа вылезла барыня: эта барыня была помещица, коллежская секретарша Коробочка.
Н. В. Гоголь. Мёртвые души

Погребец дорожный, 1810-е годы. Государственный исторический музей, Москва. Фото: Shakko/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.

В жизни Гоголя езда по бесконечным дорогам России занимала исключительно большое место. Испытав на своих боках все неприятности такого передвижения, он со знанием дела описывал перемещение своих героев по почтовым трактам и просёлкам в экипажах, которые, как правило, соответствовали их общественному положению.

Так, в романе «Мёртвые души» Н. В. Гоголь заставил хозяйственную вдову-помещицу Настасью Петровну Коробочку передвигаться по отдалённым улицам и закоулкам города в весьма странном экипаже, который «не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощёкий выпуклый арбуз, поставленный на колёса. Щёки этого арбуза, то есть дверцы, носившие следы жёлтой краски, затворялись очень плохо по причине плохого состояния ручек и замков, кое-как связанных верёвками. Арбуз был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов, валиков и просто подушек...».

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее