Хлеб и утки

Кандидат биологических наук Нина Садыкова, научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, член Уральского орнитологического общества

Справедливы ли советы о зимней подкормке синиц и воробьёв для всех пернатых, живущих с нами по соседству? Часто можно прочитать или услышать о том, что городских уток категорически нельзя кормить хлебом, да и другой «человеческой» едой. Якобы батоны и булки способны нанести непоправимый вред здоровью водоплавающих. Однако большинство материалов на эту тему содержат несколько принципиальных биологических ошибок, которые в итоге и породили этот устойчивый, но по большому счёту ничем не обоснованный миф.

Заблуждение, что диких уток ни в коем случае нельзя кормить хлебом, распространено не только в России. Похоже, его источником служит опубликованное в 2008 году обращение одного из представителей британского Королевского общества защиты птиц о том, что хлеб — это не самая полезная пища для уток. Надо понимать, что среди жителей Великобритании чрезвычайно много любителей и знатоков птиц. Масштабы подкормки диких пернатых там не сопоставимы с российскими, и очень развита индустрия, обеспечивающая любителей птиц всем необходимым для их хобби, в том числе и специальными смесями для прикорма. В опубликованном обращении не было сказано, что нужно как-то ограничивать подкормку диких птиц хлебом или что хлеб наносит диким птицам вред. В результате подхваченное журналистами и обывателями (в том числе поборниками разных систем «правильного питания» и доморощенными экозащитниками) вполне безобидное рассуждение, что хлеб для диких уток — не единственный и не самый полезный вариант подкормки, за несколько лет превратилось в агрессивное «нельзя кормить уток хлебом» с разными всё более нелепыми пояснениями.

Эта информационная волна поддерживается то и дело появляющимися сообщениями, что в каком-нибудь очередном парке (обычно европейском) запретили кормить птиц принесёнными с собой объедками и хлебом. Но те, кто пересказывает эти новости, обычно не вникают, что запрет на кормление птиц в парке чаще всего диктуется не тем, что птицам вреден прикорм, а тем, что либо птиц развелось слишком много (и они, например, загаживают статуи или пачкают фонтан), либо, наоборот, имеющихся птиц недостаточно, чтобы справиться с бесконечным потоком крошек, булочек и семечек, и вместо подкормки получается замусоривание, разводятся крысы и т. д. В некоторых случаях избыточный прикорм и избыточное скопление водоплавающих птиц могут представлять экологическую угрозу не для самих уток, а для водоёмов, где они живут. Это касается обычно маленьких чистых парковых прудов. Там действительно местные власти могут запрещать подкармливать птиц, потому что из-за скопления недоеденного хлеба и птичьего помёта в водоёмах нарушается процесс самоочищения, они начинают цвести и зарастать, превращаясь в болото.

Разберём несколько распространённых заблуждений, связанных с кормлением городских уток.

Миф 1. Хлеб, сухари, чипсы — верная смерть для уток, потому что они неспособны переваривать подобную пищу. Особенно опасны свежий белый и чёрный хлеб, от которого у птиц «разбухает желудок», а также заплесневелые продукты.

Если бы утки действительно не могли переварить хлеб и сухари, а именно эти продукты составляли и продолжают составлять основу их пропитания зимой в городах как минимум последнюю сотню лет, городские популяции водоплавающих птиц давно бы исчезли. Но этого не происходит, наоборот, они повсеместно растут. Откуда взялось представление о смертельно опасном «разбухании желудка», тоже непонятно. Нечто подобное иногда происходит у домашней птицы и птиц, содержащихся в зоопарках, если их в условиях птичника кормить одним хлебом или другими сильно разбухающими продуктами, например горохом. Но у диких городских уток вряд ли велик шанс от этого погибнуть.

Чёрный хлеб действительно не рекомендуют давать воробьиным птицам, особенно птенцам при содержании в неволе. Но переносить рекомендации с выкармливания птенцов воробьиных на зимнюю подкормку взрослых диких уток — это всё равно что рекомендации по выкармливанию детёнышей морских свинок переносить на подкормку диких кабанов.

У диких уток, неважно в какой стране они обитают, питание смешанное, они не слишком разборчивы, поэтому в ход идёт всё, что они сами могут найти и что приносят люди. Достаточное разнообразие корма получается просто благодаря тому, что их кормят разные люди и каждый приносит что-то своё: кто-то подваренную крупу, кто-то крошки от печенья, кто-то хлеб. Свежий ли был хлеб или чёрствый, зерновой или пшеничный, дрожжевой или нет — не принципиально, главное, чтобы он был раскрошен и размочен. Даже несколько чипсовых крошек или обломки шоколадной глазури на кусках булочки не нанесут им вреда (хотя на одних чипсах или шоколаде утка долго не протянет — впрочем, не только утка). Любой хлеб — это переработанное зерно, и именно подгнившее размокшее зерно является основой осеннего питания диких уток в природе, но особенно необходим им такой растительный калорийный корм перед отлётом и в холодное время.

Что касается заплесневелого хлеба, то и тут всё неоднозначно. Плесень и правда бывает ядовита, в том числе и для уток, но, во-первых, не любая плесень ядовита, а во-вторых, всё зависит от её количества. Конечно, птицам лучше на всякий случай не давать хлеб, который сплошь покрыт и проеден плесенью, но если он едва начал плесневеть — большого вреда он птицам не нанесёт.

Миф 2. В хлебе содержится избыточное для утки количество соли, которое может отравить птицу.

В тех количествах, в которых соль присутствует в хлебе и даже в чипсах, она уткам не опасна. Чтобы получить солевое отравление, несчастной утке надо в чистом виде за раз съесть почти чайную ложку поваренной соли (4—5 г). Поэтому опасную дозу соли утка получит, только если в одиночку съест целиком 300-граммовую пачку чипсов, не размоченных перед этим в воде, или целую булку хлеба (0,5 кг).

Обычно общие советы, чем всё-таки лучше кормить уток, вполне адекватны и берутся из птицеводческой практики. Рекомендации по кормлению домашних уток вполне годятся и для диких: разнообразное зерно и продукты его переработки (включая хлеб), овощи, зелень, дополненные компонентами животного происхождения. Только для диких уток совсем не требуется их строгое соблюдение. Разнообразный и достаточный рацион для них регулируется самой средой, а не обеспечивается хозяином птицефермы, заинтересованным в быстром наборе массы, высокой скорости размножения и абсолютной выживаемости утиного потомства.

Миф 3. Уток не нужно кормить вовсе, особенно летом. Привыкшие к подкорму птицы не улетают на зиму и рискуют погибнуть с приходом зимы.

В наших широтах большая часть крякв ведёт перелётный образ жизни и в природе они остаются зимовать только в исключительных случаях. В населённых пунктах на незамерзающих участках водоёмов могут формироваться устойчивые зимующие городские популяции уток, что мы наблюдаем в мегаполисах. Но растут они в основном не за счёт того, что утки из диких популяций перестают улетать и присоединяются к городским, а за счёт естественного размножения самих «городских» уток. То есть те утки, которые сейчас зимуют на городском пруду, — это уже не первое поколение местных неперелётных уток, благополучно размножившихся на обильных «городских харчах». Так что, если мы хотим, чтобы у нас в городе жили уточки и летом выедали комариных личинок, зимой их надо подкармливать.

Пригодные для водоплавающих птиц естественные корма в холодное время малодоступны, и их запас пополняется медленно, даже если река замерзает только у берега.

Летом же утки не нуждаются в дополнительной подкормке и вполне могут обойтись природными кормами, хотя многие из них всё равно по привычке держатся вблизи мест прикорма. Если не забывать, что они могут активно участвовать в естественном очищении водоёма, подкармливать их не стоит, пусть лучше «работают», выедают ряску, личинок и прочее.

Завершая, хочется сказать, что нет никакой нужды покупать для городских уток какой-то специальный корм. Достаточно собирать и скармливать им, вместо того чтобы выбрасывать в помойку, подходящие съедобные остатки и излишки: залежавшийся хлеб, оказавшееся невкусным печенье или подпорченную жучком крупу.

А вот чего действительно ни в коем случае не следует делать — это бросать вслед за крошками пакетик, в котором их принесли, и вообще бросать где ни попадя использованную пластиковую упаковку. Животные, в том числе и утки, нередко гибнут, случайно заглотив или запутавшись в пластиковых обрывках.

Давайте любить природу грамотно и не выдумывать запреты и угрозы там, где ими и не пахнет.