ЭТА СТРАННАЯ АРИЗЕМА

Г. КОМОВА (г. Уссурийск Приморского края).

Аризема трехлистная.
Плоды ариземы амурской.
Соцветия ариземы: слева - мужское, справа - женское. Фото Т. Москалюк.

Пишет вам студентка 5-го курса географического факультета Уссурийского государственного педагогического института. В нашей семье журнал выписывали всегда. Каждый находит в нем для себя что-нибудь интересное. Вот, например, в № 4 за 2003 год мне очень понравилась статья Наталии Леоновой "Сказки переделкинского сада". Особенно приятно было узнать, что о дальневосточных растениях в Центральной России тоже слышали и знают. В статье описано одно из удивительных растений нашего края - аризема амурская и даже дана фотография его плодов. Аризема амурская - единственный вид аризем, который пока еще не занесен в Красную книгу, но при теперешней ситуации до этого осталось немного. Я хотела бы рассказать об ариземе амурской более подробно.

Родилась я в небольшом поселке близ города Уссурийска. К западу от него протекал ручей со смешным названием Кирюшкин Ключ, за которым шли сопки. С раннего детства мы ходили туда за папоротником, земляникой, грибами, шиповником... В любой сезон года поражало разнообразие растительности. Многие растения мне были знакомы, но не все. А на некоторые, неприметные глазу, просто не обращала внимания. Но однажды, совершенно случайно, я заметила необычный цветок. Он чем-то напоминал игрушечного младенца, завернутого в легкое зеленоватое покрывало и прикрытого его уголком. Это аризема амурская.

Проходя учебную практику на Горнотаежной станции Дальневосточного отделения РАН, я узнала об этом растении много нового и интересного.

Итак, аризема амурская (Arisaema amurense) - многолетнее травянистое растение семейства ароидных, или аронниковых (Araseae). Видовое название дано по реке Амур, так как впервые растение было собрано на Нижнем Амуре. В России произрастает всего шесть видов аризем (в мире насчитывается до ста пятидесяти), которые распространены в лесах и на разнотравных лугах Южного Приморья, на острове Сахалин и на Курильских островах. Это ариземы полуостровная, японская, сахалинская, Комарова, садоанская и амурская.

Зацветает аризема амурская во второй половине мая и цветет до конца июня. У растения одно или два крупных пятипальчатых листа, сидящих на длинных сочных черешках, которые достигают 30-50 см высоты, а в очень хороших условиях - на плодородных почвах во влажных лесах - до 70 см. Рядом с листьями от основания тянется вверх цветоносный стебель. Он короче листьев - всего 20-25 см. Но самое примечательное в этом растении - цветок. У ариземы не один цветок, а целое соцветие в виде початка с многочисленными цветками. Аризема - растение двудомное, то есть на одном растении бывают только женские или только мужские цветки. Пол легко определить по двум признакам: во-первых, женские растения крупнее мужских, а во-вторых, с виду цветы совершенно одинаковые, но если приподнять уголок "покрывальца" и заглянуть внутрь, то можно увидеть, что у женской особи соцветия зеленые, у мужской - красновато-лиловые. Именно на женских особях "сверток с младенцем" осенью превращается в початок, чем-то похожий на кукурузный, унизанный сочными алыми ягодами. В голом осеннем лесу ягоды видны издали, привлекая внимание птиц - основных разносчиков семян многих лесных растений. "Покрывало" цветка надежно оберегает его от внешней среды. Во время дождей пыльца остается сухой, как и рыльца пестиков, на которые переносят ее насекомые. Мудрая природа сделала так, чтобы под "покрывало" могли проникнуть насекомые и полакомиться нектаром, а заодно и опылить цветки.

Подземная часть растения представлена клубнем небольших размеров, расположенным практически у самой поверхности почвы. От нижней части клубня отходят небольшие корешки, осенью здесь же образуются так называемые детки, которые лишь отдаленно напоминают "взрослые" клубни.

В букетах цветы ариземы встречаются не часто - то ли из-за своей неприметности, то ли из-за того, что быстро вянут, а может, и потому, что в эту пору много других цветов, более ярких и привлекательных. Это и к лучшему, причем как для самой ариземы, так и для людей. Ведь растение содержит жгучие вещества, которые при длительном контакте вызывают покраснение и чувствительный ожог кожи. Особо ядовит у ариземы клубень. И хотя в народной медицине восточноазиатских стран применяются препараты из клубней ариземы как отхаркивающее, болеутоляющее, противосудорожное, дезинфицирующее и противонарывное средство, нужно быть очень осторожным с этим растением.

Аризема - реликтовый вид и, как все реликты, очень плохо приспосабливается к изменениям условий произрастания. Вытаптывание пригородных лесов, бесконтрольные рубки и пожары - все это негативно сказывается на состоянии популяции и ведет к сокращению вида. Кто знает, может быть, через несколько лет название ариземы амурской, как и всех остальных аризем, будет вписано в Красную книгу.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»