(№ 9, 2003 г.)
По горизонтали. 3. Померания (историческая область в Северной Европе). 7. "Искра" (сатирический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1859-1873 гг.; процитированные поэты были постоянными авторами журнала). 8. Нариманов (с 1922 г. - один из перечисленных председателей ЦИК СССР). 10. Фея (процитирован сценарий фильма "Золушка" Е. Шварца). 11. Буало (французский поэт, автор процитированного стихотворного трактата "Поэтическое искусство"). 12. Тулья (верхняя часть фуражки). 15. Грицай (советский художник, автор представленной картины "В Жигулях"). 17. Днипро (название реки Днепр в украинском языке). 19. Астма (болезнь, проявления которой описаны). 21. Редут (процитированный отрывок из стихотворения "Бородино" М. Лермонтова продолжается так: "Построили редут"). 23. Она (перевод с английского). 24. Перисперм (часть семени). 26. Броун (английский ботаник, первооткрыватель броуновского движения, типичная картина которого представлена). 27. Шашечница (бабочка, изображенная на рисунке).
По вертикали. 1. Диафрагма (деталь фотографического объектива). 2. Октябрист (так в просторечии именовались члены "Союза 17 октября"). 3. Панда (млекопитающее семейства енотовых). 4. Марков (русский математик, заложивший основы теории так называемых марковских процессов). 5. Ара (порода попугаев). 6. Игорь (персонаж оперы "Князь Игорь" А. Бородина, отрывок из которой приведен). 9. Метан (химическое соединение, структурная формула которого приведена). 13. Лопатонос (рыба семейства осетровых). 14. Ярославна (персонаж процитированной древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве"). 16. Адамс (английский астроном, независимо от У. Леверье вычисливший орбиту и координаты планеты Нептун, символ которой приведен). 18. Орбели (советский востоковед, в 1934-1951 гг. занимал должность директора Государственного Эрмитажа, здание которого изображено на снимке). 20. Сиена (природный светло-коричневый пигмент). 22. Дамба (гидротехническое сооружение, входящее в состав гидроузла). 25. Ифе (в XII-XIX вв. город- государство народа йоруба; представлен характерный для него образец скульптуры).
ЧЕТЫРЕ ЗАДАЧИ
(№ 8, 2003 г., стр. 131.)
Год рождения
Может показаться, что данных недостаточно: ведь первый профессор не договорил, какой именно год он имеет в виду. И тем не менее задача решается - ведь он успел сказать главное: что получается какой-то год, а следовательно - целое число. Таким образом, если год его рождения обозначить через х, то из условия следует, что
#1#
целое. Но:
#2#
то есть 1935 делится на х. Отсюда х = 1935 (меньшие значения, очевидно, никак не подходят).
Таким образом, первый собеседник родился в 1935 году. Тогда 43 года ему исполнилось в 1978 году, 45 - в 1980 году, а тот год, о котором он не успел ничего сказать, - это 1978х1980/1935= = 2024. Правда, этот год еще не наступил, но в условии это и не требуется. Он, например, мог сказать так: "...когда наступит сорокалетие моего внука" или еще что-нибудь.
ШЕСТЬ ЧАСТЕЙ #3#Если пытаться разрезать изображенный в условии многоугольник, то это вряд ли у кого получится (вот если бы на семь частей - тогда другое дело). Но ведь в условии говорится о фигуре понятии, гораздо менее конкретном. И потому если считать фигурой именно то, что нарисовано, - контур восьмиугольника, то есть замкнутую ломаную линию из восьми звеньев, то решение, конечно, имеется. Вот оно:
Здесь для наглядности получившиеся части раздвинуты.
ВЕРНОЕ РАВЕНСТВО #4#Ответ кажется очевидным: одну, конечно, - из левой части в правую, чтобы получилось 2=2 (или 11=11 - это смотря как интерпретировать спички).
Оказывается, как ни парадоксально, можно обойтись меньшим количеством. Но как? Чтобы пояснить, обратимся к одной старой и широко известной задаче - переложить наименьшее число спичек, чтобы стало верным следующее равенство:
#5#Решение заключается в том, чтобы одну из вертикальных спичек в левой части равенства положить горизонтально, вот так:
#6#что обозначает √1 = 1.
Спрашивается: а чем хуже квадратного корня, скажем, знак абсолютной величины? Поэтому можно рассматривать данное в условии равенство как |1|= 1, которое уже верно, так зачем же что-то перекладывать?
Так что правильный ответ: ни одной.
ШАХМАТНЫЙ ПАРАДОКС
Условие напоминает старый анекдот о том, как один шахматист так долго думал, что пока он сделал десять ходов, его соперник сделал все пятьдесят!
И в самом деле, может показаться, что условие противоречиво: шахматисты ходят по очереди, и потому в любой момент времени либо должно быть сделано поровну ходов, либо у белых на один ход больше. В то же время из условия следует, что один игрок сделал 4+1=5 ходов, а другой 1+2=3 хода, то есть разность равна двум ходам.
Все это, конечно, так, но... немного не так. В условии сказано не о количестве ходов, а о количестве фигур, сделавших ход, а это, как говорил когда-то Аркадий Райкин, две большие разницы! Дело в том, что имеется ход, в котором участвуют сразу две фигуры, - это рокировка. Теперь все ясно: белые сделали рокировку, черные - нет. Для рокировки в длинную сторону надо убрать с пути короля и ладьи три фигуры: ферзя, слона и коня, то есть тогда у белых сделали бы ход пять фигур, а не четыре, как по условию. Поэтому белые сделали короткую рокировку, и им пришлось убирать с дороги слона и коня. Единственный ход пешкой понадобился, чтобы освободить путь слону (конь и так отпрыгнуть может). Следовательно, белый ферзь не ходил вообще и остался там же, где и стоял вначале игры: на поле d1.
Строго говоря, надо еще выяснить, а не могли ли черные съесть белого ферзя - и тогда он очутился бы "за полем боя". Оказывается, не могли. Легко видеть, что за один ход фигурой и два хода пешками съесть ферзя невозможно даже при согласии обеих сторон.
И. АКУЛИЧ (г. Минск).БУЛЫЖНИК И АЛМАЗ
(№ 9, 2003 г.)
Жемчуг, морион, яшма, алмаз, рубин, жад, кварц, пироп, гранат, топаз, опал, агат.
СЕМЕЙНЫЙ КРОССВОРД
(№ 10, 2003 г.)
Ответ: Дети (по вертикали) : 1. Двойка. 2. Пикачу. 3. Бонус. 5. Гермиона. 6. Лев. 7. Туз. 8. Корябеда. 11. Сабля. 13. Трава. Взрослые (по горизонтали) : 4. Болонка. 5. Галстук. 9. Ревизор. 10. Ослица. 12. Работа. 14. Банан. 15. Водка.