Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Зяблик, развесёлый чиж и компания

Вадим Бояркин, Юлия Нахимова. Фото авторов

Статьи о птицах В. Бояркина и Ю. Нахимовой см. «Наука и жизнь» № 3, 2011 г.; № 5, 2014 г.; № 5, 2016 г.; № 4, 2017 г. и № 4, 2018 г.

Зяблик.
Вьюрок.
Щеглы обыкновенные.
Зеленушка.
Чиж.
Снегирь.
Чечётка обыкновенная.
Клесты-еловики: самка — слева, самец — справа.
Дубонос.
Чечевица.
Канарский канареечный вьюрок. Фото: Snowmanradio /Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0.

Каждый год на пороге весны мы рассказываем о самых разных птицах, чтобы вы могли на время стать орнитологами — различать птиц, следить за тем, как они вьют гнёзда, выводят и выкармливают птенчиков, какие поют песни и по каким поводам. Сегодня речь пойдёт об очень известных пернатых — семействе вьюрковых отряда воробьинообразных. Для начала перечислим несколько видов в алфавитном порядке: зеленушка, зяблик, канарейка, клёст, снегирь, чечевица, чиж, щегол. И это ещё далеко не все. Многих из них вы, вероятно, встречали во время прогулок по городским паркам, о других наверняка читали, о третьих, может быть, услышите впервые, но все они заслуживают внимания.

Первым представим, конечно, зяблика (Fringilla coelebs). Это один из фоновых, то есть наиболее многочисленных обитателей нашего леса. Зяблики не слишком требовательны к жилью и не боятся человека, которого могут подпустить к себе на расстояние одного шага. Своё название они получили, скорее всего, от глагола «зябнуть», потому что появляются в средней полосе России уже во второй половине марта, когда только-только начинает сходить снег. Так что зябнуть зябликам приходится иной раз буквально, но они не унывают и постоянно поют свою короткую мажорную песенку с характерным «росчерком» — резким звуком в конце. Благодаря этому «росчерку» зяблика не спутаешь ни с какой другой птицей. А услышав песенку, можно увидеть и певца.

Зяблик — птица размером с воробья, но более изящная и подвижная. Уверенно себя чувствует как на ветвях деревьев, так и на земле. Самец довольно яркий: голова сверху голубовато-серая, лоб чёрный, спина бурая, надхвостье — желтовато-зелёное, нижняя часть туловища — розоватая. На крыле хорошо заметная даже в полёте белая полоса. Самка — буровато-серая с оливковым оттенком. Крылья и надхвостье такие же, как у самца.

Перед отлётом в октябре зяблики собираются в стаи до тысячи птиц и держатся по опушкам и зарослям бурьяна. Зимуют в Средней Азии, на Ближнем Востоке, но могут оставаться и в степных районах и даже на юге лесной зоны.

Близкий родственник зяблика — вьюрок (Fringilla montifringilla), давший название всему семейству, в целом похож на своего «брата» и часто осенью собирается с ним в совместные стаи. У самца голова и верхняя часть спины чёрные, грудь и плечи рыжие, нижняя сторона тела белая. Поёт вьюрок намного реже и не так громко, как зяблик. Песня довольно примитивная и грубая. Самка менее яркая: верх буровато-серый, оранжевый оттенок на груди бледнее.

Зяблики и вьюрки выкармливают птенцов насекомыми и пауками; в остальное время года поедают семена трав, хвойных, которые они подбирают на земле, иногда ягоды.

Третий довольно известный представитель семейства — обыкновенный, или черноголовый щегол (Carduelis carduelis). Птица с таким названием обязана быть щегольской, яркой (хотя существует и птица семейства бекасовых — щёголь, — обладающая, впрочем, маскирующей окраской).

Щегол чуть меньше воробья, во время кормёжки может прицепляться к самым тонким веточкам и оставаться в таком положении на несколько минут. По земле чаще прыгает, но изредка передвигается и шагом. У взрослой птицы затылок чёрный, вокруг клюва ярко-красная лицевая маска, а щёки, как и нижняя сторона тела, белые. На груди и брюшке по бокам коричневатые пятна, спина коричневая, надхвостье белое. Маховые перья чёрные с большими жёлтыми участками, которые видно в полёте. У молодых окраска головы светлая, без чёрных и красных участков; кроме того, у них есть многочисленные пестрины, в основном на груди.

Песня щегла — приятный набор трелей и тресков, перемежающихся гнусавым «циии». Позывка «плить-плить-плить» напоминает шуршание фольги.

Очень часто щеглы не улетают в тёплые края, а остаются зимовать, и тогда их стайки легко можно заметить на торчащих из снега сухих стеблях конского щавеля, репейника или чертополоха.

Ближайший родственник обыкновенного щегла — седоголовый щегол (C. caniceps), которого можно видеть в Южной Сибири, Средней Азии и Восточном Казахстане. Он немного крупнее, и в его окраске отсутствуют чёрный и чисто-белый цвета.

Четвёртый типичный представитель вьюрковых — зеленушка (Carduelis chloris). Она более осторожна, чем зяблик, предпочитает петь в верхушках деревьев, временами совершая замедленный, с перепадами высоты (токовый) полёт, будто тетерев или глухарь. Иногда остаётся на зиму, и уже во время февральских оттепелей можно услышать её песню: чередование звонких трелей и щебета с раскатистым «вжеееу» в конце. Как правило, слышно только это характерное жужжание, а чтобы услышать песню целиком, надо подойти поближе. Зеленушки могут петь всё лето, за что некоторые любители птиц именуют их лесными канарейками.

Эта птица тоже размером с воробья, у неё толстый светло-розовый клюв и довольно короткий хвост с выемкой («вилочкой») посередине. Самец окрашен в зеленовато-жёлтый цвет, практически однотонный. На крыльях — лимонно-жёлтое пятно, такое же есть на хвосте. Самки бледнее самцов, поэтому преимущественно выглядят белёсыми.

«Развесёлый»* чиж (Spinus spinus) тоже близкий родственник щегла. Так же как и щеглы, чижи обычно кочуют группами. Легче всего встретить их стайки в начале весны, когда ещё не сошёл снег. В это время в лесу остаётся совсем мало корма и птицы тянутся к человеку. Вообще, чижи очень доверчивы и легко попадают в разнообразные ловушки.

Чиж существенно мельче воробья, у него короткий хвост с заметным вырезом, относительно длинный и заострённый клюв. Во время кормёжки он может подвешиваться вниз головой на веточках берёзы и излюбленных шишечках ольхи.

Самец жёлто-зелёный, на голове отчётливая чёрная шапочка. Голова по бокам, грудь и надхвостье жёлтые. Бока снизу, брюшко и подхвостье беловатые с тёмными пестринами. Самка зеленовато-бурая, без шапочки. У обоих есть две характерные жёлтые полоски на чёрном крыле, по бокам хвоста — жёлтые поля. Чижи вне гнездового периода живут стайками, в которых ведут себя довольно задиристо по отношению друг к другу. В сезон размножения предпочитают селиться в еловых или смешанных лесах, рядом с речными поймами или ручьями.

Частый гость кормушек зимой — снегирь (Pyrrhula pyrrhula), в тёплое время года он предпочитает не показываться на глаза человеку. Некоторые орнитологи считают, что он перелётный и только зимует в средней полосе России. Но однотонную, нежную песню, которую поют и самцы, и самки, можно услышать и летом в хвойных или смешанных лесах с густым подлеском.

Снегирь хорошо знаком каждому из нас: птица несколько крупнее воробья, в чёрной шапочке, с алой у самцов или слегка розоватой у самок грудкой, чёрными хвостом и кончиками крыльев. И, конечно, характерный толстый клюв.

Кроме снегирей на кормушках в лесах средней полосы можно увидеть других птиц, прилетающих к нам на зимовку. Это, например, чечётки — обыкновенная (Acanthis flammea) и пепельная (A. hornemanni), которые гнездятся в зарослях карликовых берёз в тундре и на севере таёжной полосы.

Эти птички мельче воробья, размером с чижа, но их не перепутаешь: чечётки серые, иногда, с примесью коричневого оттенка, а вместо чёрной шапочки у них карминовая (разные оттенки красного пигмента кармина). Чечётки в стайках постоянно ведут перекличку: «че-че, чет, чёт, чёт». Вот и ещё одно название птицы нашло объяснение.

Следующий представитель семейства вьюрковых — клёст (Loxia). На территории России обитают три вида: еловик (L. curvirostra), сосновик (L. pytyopsittacus) и белокрылый (L. leucoptera). Почти каждый про них слышал, да мало кто видел в дикой природе. Клесты предпочитают густые хвойные леса, на землю садятся редко и ненадолго. На достаточно близкое расстояние, позволяющее отличить еловика от сосновика (белокрылый чуть поменьше и обладает, как можно догадаться из названия, двумя отчётливыми белыми полосами на крыльях), они вряд ли к себе подпустят.

Клёст-еловик размером с воробья, у него большая голова с перекрещивающимся клювом и короткий хвост. Еловик подолгу сидит на одном месте в кроне хвойных деревьев, расковыривая шишки, к которым иногда подвешивается. Передвигаясь по веткам, клёст может помогать себе клювом, как делают попугаи. Окраска тела взрослого самца — от малиново-красной до красно-оранжевой, крылья и надхвостье черноватые, иногда с красноватым налётом. У самок красные оттенки заменены зеленовато-серыми. Позывка — металлические звуки «кле-кле-кле» или «клип-клип». Эти звуки примешиваются и в песне, состоящей, помимо них, из довольно звучных свистов.

Клёст-сосновик окрашен так же, но он несколько крупнее, клюв у него более массивный, и на горле у самцов окраска заметно светлее. Голос его более грубый.

Белокрылый клёст — самый мелкий из клестов, занесён в Красную книгу России. У него крылья и хвост чёрно-бурые, на крыльях две широкие белые полосы. Окраска самца малиновая.

Клесты питаются семенами елей, пихт, сосен и лиственниц, которые могут доставать из открытых и закрытых шишек, а также семенами других растений — клёна, ивы, трав. В небольшом количестве едят и насекомых, собирая их попутно. Нередко испытывают недостаток минеральных солей, поэтому могут отщипывать побелку, подбирать с помоек рыбьи кости и яичную скорлупу, клевать золу.

Определённого периода гнездования у клестов нет. Нередки случаи насиживания птенцов в суровые морозы в середине января! Корм птенцам приносят реже, чем другие птицы, — раз в час-полтора. Перекрещивающиеся подклювье и надклювье мешают взрослой птице накормить птенцов из клюва, как это делает большинство других пернатых. Клёст целится в рот птенчику и роняет в него комочки пищи. Промах кормильца не смущает: он подбирает комочек и повторяет попытку накормить желторотика.

Вне времени гнездования клесты постоянно кочуют стаями из двух-трёх десятков особей. Если случаются массовые неурожаи хвойных, могут залетать и в безлесные районы — тундру, степь. Встречают их и в жилых посёлках.

Говоря о вьюрковых, нельзя не упомянуть дубоноса (Coccothraustes coccothraustes) — птицу размером со скворца с коротким хвостом, непропорционально большой головой и массивным клювом. Этим клювом, точнее, острым ножевидным краем подклювья, дубонос легко вскрывает скорлупу вишнёвых и сливовых косточек, а также раскусывает крылатки клёнов, жёлуди, зёрна кукурузы и гороха. В то же время он способен деликатно собирать мелких насекомых для птенцов.

Голова самца окрашена в ржаво-коричневый цвет, вокруг клюва — чёрное пятно. Грудь и брюшко — светлого тона с розовым оттенком, надхвостье и спина примерно того же цвета, что и верх головы. Кончик хвоста — белый. У самок голова оливково-серая, в остальном их расцветка близка к расцветке самцов.

Дубоносы — довольно скрытные птицы, предпочитают держаться в кронах деревьев. Они становятся заметными лишь в начале осени перед отлётом на зимовку, когда собираются в стаи, насчитывающие более сотни особей, преимущественно в садах или парках, где есть чем поживиться.

Большинство птиц довольно легко переносят зимы в средней полосе России или улетают несколько южнее. А вот чечевица (Carpodacus erythrinus) теплолюбива — прилетает в мае, а улетает уже в середине июля. По пути на зимние квартиры она делает длинный крюк через Сибирь. Мелодичный свист состоит из нескольких слогов, напоминающих вопрос: «Витю видел?» — это прекрасный определяющий признак чечевицы. Как и многих других певчих птиц, её легко приманить на запись собственного голоса: стоит только включить запись, и буквально через несколько секунд вблизи объявится самец, строго охраняющий свою территорию.

Самец на вид крупнее воробья, уверенно держится в кроне, переступая лапками по веткам. Полёт стремительный. Сквозь листву видно, что он почти целиком кроваво-красного цвета, включая крылья и хвост. Это признак старого самца, у молодых больше пестрин. Самочка же буро-серая, как и многие другие самочки вьюрковых.

Ну и напоследок напомним о виде, который с полным правом заслужил титул певчей птицы. Это канарский канареечный вьюрок (Serinus canaria), исконный обитатель Канарских и Азорских островов в Атлантическом океане. Он зелёного цвета, с чёрными продольными чёрточками, верхняя часть головы и шея жёлто-зелёные, брюшко белое. Самка бледнее самца из-за сероватых каёмок на перьях, спинка у неё буро-серая с чёрными чёрточками. Питается вьюрок мелкими семенами, молодой зеленью и сочными плодами.

Эти птицы весьма общительны, их легко поймать сетями. Испанские мореплаватели времён Великих географических открытий приручили и одомашнили канарскую канарейку. С тех пор выведено около сотни пород, причём в Голландии, Англии и во Франции улучшали преимущественно оперение птиц, а в Германии — их музыкальные способности, и теперь эти вьюрки часто живут в клетках.

Наблюдать за птицами в естественной среде обитания — увлекательное занятие, и мы надеемся, что вы научитесь различать основные виды пернатых и будете беречь их.

Птицы семейства вьюрковых мелкие, плотного телосложения, с сильным клювом. Большинство ярко окрашены. Самцы, как правило, отличаются окраской от самок и значительно ярче их. Питаются преимущественно семенами растений, почками; птенцов часто выкармливают насекомыми. Чашевидные гнёзда, тщательно отделанные и замаскированные, состоят из тонких веточек и травинок, выстланы лубом, перьями и шерстью. Гнёзда строят исключительно самки, они же в течение 11—15 дней насиживают кладки из трёх—семи пёстро окрашенных яиц. Самец в это время кормит партнёршу. Птенцов выкармливают оба родителя в течение примерно двух недель и ещё долго после вылета из гнезда. За сезон у многих вьюрковых бывает два выводка.

Сезонные перелёты у большинства видов представляют собой, скорее, кочёвки разной протяжённости. Горные виды совершают вертикальные миграции.

Семейство насчитывает 120 видов, которые распространены по всему миру, за исключением Австралии и Антарктиды. В России встречается 35 видов.

* Развесёлый чиж — персонаж детского стихо-творения И. Токмаковой «Десять птичек — стайка».

Другие статьи из рубрики «Лицом к лицом с природой»