Как маленький рыжий моллюск поедает свои жертвы

По информации пресс-службы МГУ им. М. В. Ломоносова

Голожаберные моллюски — близкие родственники улиток. Только в отличие от последних в ходе эволюции они потеряли раковину и живут преимущественно в морях. По этим причинам голожаберных моллюсков часто называют морскими слизнями. Если у морских брюхоногих жабры обычно спрятаны в раковину, то у голожаберных образуют анальный венчик, а некоторые виды дышат всей поверхностью тела. Зачастую они ярко окрашены и выглядят очень экстравагантно.

Микрофотография радулы Vayssierea cf. elegans в рабочей зоне, полученная с помощью сканирующего электронного микроскопа. Фото Анны Михлиной.
Микрофотография моллюска Vayssierea cf. elegans, полученная с помощью светового микроскопа Антоном Чичвархиным в ННЦ морской биологии ДВО РАН. Фото: Anton Chichvarkhin//PeerJ, 2018. DOI 10.7717/peerj.2774/ CC-BY.

Учёных МГУ им. М. В. Ломоносова заинтересовал небольшой ярко-оранжевый голожаберный моллюск Vayssierea cf. elegans из-за весьма необычного способа поедания своих жертв. В принципе, все голожаберные моллюски — типичные хищники. Обычно они питаются небольшими беспозвоночными, и среди их жертв встречаются даже кораллы. Длина тела моллюска не превышает 5 мм, живёт он в морях на Дальнем Востоке и несколько лет назад был обнаружен в северной части залива Петра Великого сотрудниками ННЦ морской биологии ДВО РАН. Этот хищник при поедании морских многощетинковых червей просверливает в них известковые трубки и буквально высасывает или даже выдёргивает свою жертву из убежища. Такой способ питания моллюска был известен, однако механизм сверления и высасывания животного из трубки оставался непонятным. Возможно, это связано с тем, что морфология данного вида была описана с неточностями. И университетская команда морских биологов решила восполнить пробел.

С помощью светового микроскопа учёные изучили строение буккального комплекса (это комплекс из мышц глотки и радулы — аппарат, служащий для соскребания и измельчения пищи у моллюсков) и построили его 3D-модель. Затем с помощью сканирующей электронной микроскопии уточнили устройство радулы и расположение зубов в рабочей зоне, а использование трансмиссионного электронного микроскопа позволило биологам понять, как направлены волокна в мышцах глотки и как они сокращаются. В результате выяснилось, что сверлит моллюск с помощью специализированных желёз, радула помогает выдёргивать червяка из трубки (в рабочей зоне она выглядит как лента из крючьев) и засасывать его с помощью специальной мышцы.

Ведущий автор работы, аспирантка кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ Анна Михлина считает, что подобные морфологические исследования нередко дают новые идеи инженерам-конструкторам. Так, застёжки-липучки работают по тому же принципу, по которому прилипают соплодия репейника, а кусочек ленты размером с четверть листа формата А4, сконструированный по принципу лапок геккона, может прилипать к самым гладким поверхностям и выдерживать вес человека.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов»