Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ТОК-ШОУ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ

Ксения ТУРОК, 11 "В" класс лицея № 42 (г. Иркутск).

В прошлом, апрельском, номере журнала "Наука и жизнь" подведены итоги конкурса "Школа". Работы, занявшие 2-е и 1-е места, уже опубликованы (см. "Наука и жизнь" №№ 3, 4, 2004 г.). Теперь представляем статью "Ток-шоу и современные подростки", получившую третью премию. Ее автор - Ксения Турок, учащаяся 11-го класса химико-биологического железнодорожного лицея № 42 города Иркутска. После его окончания она собирается поступать в университет на факультет социологии. Поздравляем Ксению с удачным опытом социологического исследования и авторским дебютом в журнале "Наука и жизнь".

Редакция.

Представление о жизни подросток получает в семье, школе и от таких же неопытных , как он, сверстников. Телевидение - еще один источник знаний о жизни, окно в большой мир. Юноши и девушки в большинстве своем не могут критически осмыслить телевизионную информацию в силу недостатка жизненного опыта. Между тем, по мнению французского социолога Г. Тарда и американского психолога Дж. М. Болдуина, подражание ребенка окружающим помогает ему перенять традиции и нормы общества, обеспечивает "пропитывание" окружающей средой на всех этапах развития личности. Подражание - это путь формирования личности. Именно поэтому очень важно, какие передачи смотрят подростки.

Популярными программами молодежного телевидения стали ток-шоу, участники которых обсуждают свои насущные проблемы и жизненные ситуации. Такие передачи нужны. Растущему человеку очень интересен опыт других, на его основе он формирует свои стереотипы поведения, моральные ценности, а через 15-20 лет эти ценности лягут в основу мировоззрения следующего поколения.

Мы опросили 152 учащихся 9-10-x классов железнодорожного лицея № 42 и студентов -первокурсников Иркутского государственного медицинского университета по методике, разработанной автором. Ребятам предлагались анкета и неоконченные предложения. Ответы и окончания фраз они выбирали из предложенных вариантов.

Сначала мы попытались выяснить, в чем состоит мир увлечений современных молодых людей в зависимости от пола и возраста. В ходе опроса выяснилось, что молодежь в основном увлекается спортом, книгами, танцами и компьютером. Так, спортом занимаются 52% девушек: 48% девятиклассниц, 54% десятиклассниц, 60% первокурсниц. Книги среди увлечений девушек занимают второе место. Заядлых читательниц среди опрошенных - приблизительно треть (28,3%), но, к сожалению, с возрастом количество книгочеев уменьшается: 32%, 27%, 20% девятиклассниц, десятиклассниц и первокурсниц соответственно. Зато снижение интереса к книгам "компенсируется " возросшей любовью к танцам: 8%, 9%, 50%.

Предпочтения юношей отличаются от пристрастий их ровесниц. Спортом занимается подавляющее большинство подростков: 90% девятиклассников, 60% десятиклассников. Что касается чтения, результаты анкетирования оказались удручающими. Студенты и десятиклассники мужского пола не читают книг вовсе, а из девятиклассников регулярно держат книгу в руках лишь 20% опрошенных. Зато 33-40% юношей увлекаются техникой и компьютером.

Оказалось, что все без исключения подростки любят регулярно смотреть телевизор. Кто же и как сильно подвержен этой страсти?

Самые большие любители телевидения - девятиклассники: 60% из них смотрят телевизор более двух часов ежедневно. Половина из этой группы проводит у телеэкрана более четырех часов, причем девушек среди телевизионных завсегдатаев в полтора раза больше, чем юношей.

В 10-м классе количество телевизионных любителей значительно уменьшается и составляет 25%. Среди студентов-первокурсников всего 10% умудряются выкраивать более четырех часов ежедневно на просмотр телевизионных программ. А число молодых людей, почти равнодушных к телевизору (тех, кто смотрит его менее часа в день), среди школьников 10-х классов и студентов оказалось одинаковым: 30% опрошенных. Среди девятиклассников таких всего лишь 8,6%. Итак, наиболее подвержены губительной телевизионной страсти девятиклассники. Но с возрастом желание и возможности проводить досуг у телевизора резко уменьшаются.

Просмотр ток-шоу (телевизионных тематических дебатов с участием ведущих, известных политиков, специалистов и зрителей) занимает большую часть времени, проводимого подростком у телеэкрана. В среднем молодежь смотрит ток-шоу чаще, чем взрослое население, поскольку у подростков есть острая потребность в приобретении жизненного опыта.

Несмотря на то что ток-шоу смотрят 72% опрошенных, 60% школьников и все опрошенные студенты-первокурсники не верят в реальность телевизионных героев и ситуаций. В корысти и равнодушии ведущего уверены 25% юношей-девятиклассников и 33% десятиклассников. Девушки в этом вопросе солидарны с ровесниками: 16% девятиклассниц, 40% десятиклассниц не уважают шоуменов. Итак, по мере взросления уверенность в фальшивости ток-шоу крепнет. Девушек обычно возмущает эпатажное поведение ведущих. Возможно, потому, что в основной массе девушки более доверчивы и хотят видеть в ведущем не клоуна, а Учителя. Ребят же в ведущем больше привлекает эпатаж, насмешка, чем искренность.

Какие передачи предпочитают юноши, а какие девушки и как эти симпатии меняются с возрастом? У юношей-девятиклассников на первом месте по популярности - "Окна" (45%), на втором - "Вася..." (40%), на третьем - "Большая стирка" (32%). Девушки-девятиклассницы избрали программы-фавориты в таком порядке: "Большая стирка" (66,7%), "Девичьи слезы" и "Окна" (по 54%). Как видим, первые две передачи одинаково любимы и юношами, и девушками. Но имеются и отличия: "Девичьи слезы" ориентированны, естественно, исключительно на девушек, а "Вася..." потакает вкусам мужской части подрастающего поколения.

"Большую стирку" подростки продолжают любить и в 10-м классе: 40% юношей и 58,3% девушек. "Вася..." и "Окна" выпадают из числа лидеров, вероятно, потому, что десятиклассникам искусственная скандальность наскучивает. Впрочем, популярность ведущего "Окон" среди молодежи довольно высока независимо от возраста, возможно, из-за того, что передача Нагиева, на мой взгляд, напоминает талантливую пародию на все ток-шоу, и подростки это чувствуют.

У девушек 10-х классов передача "Девичьи слезы" снижает свой рейтинг до 25%, но все еще входит в тройку лидеров. В этом возрасте у них появляется интерес к другой, более взрослой передаче "Что хочет женщина". У студенток свои предпочтения - они находят интересной программу "Принцип Домино" (40%), затем идет "Большая стирка", около 20% студенток интересуют ся "Ч/Б".

Передача "Моя семья" не входит в перечень программ, пользующихся популярностью у подростков: от 40 до 90% опрошенных признались, что терпеть ее не могут, считая "самой дебильной передачей", а Валерия Комиссарова - "самым пошлым и тупым ведущим"! Вообще же, "Мою семью" смотрят 14% телезрителей-подростков, причем нравится она только 7%,то есть остальная половина смотрит эту передачу от "нечего делать".

Итак, рокового необратимого воздействия ток-шоу на формирование личности молодого человека или девушки не отмечено - подростки перестают смотреть ранее любимые ими ток-шоу, перерастая их. Так, по данным "стихийного" опроса среди восьмиклассников, большинство из них страстно любят передачу "Моя семья" и очень уважают ее ведущего. Как меняются их вкусы в 9-м классе, показано выше.

Итак, что ищут в ток-шоу девятиклассницы? Большинство из них (60%) считают ток-шоу "школой жизни", принимают надуманные ситуации за реальность, убеждены, что смогут научиться на чужих ошибках. В простом человеческом любопытстве признались только 12,5%. А 4% девочек смотрят ток-шоу еще и потому, что там можно увидеть их кумира - ведущего (Нагиева, Яковлеву). 57% мальчиков- девятиклассников в ток-шоу привлекает "прикольность". Под ней они подразумевают веселую скандальность. 21% опрошенных уверены, что телевизионные ситуации реальны, но только 7% собираются по ним учиться жизни.

Обосновать, почему им так нравится ток-шоу, могут только 75% девочек и 63% мальчиков - любителей телевидения, то есть для четверти девочек и трети мальчиков из 9-го класса представляет трудность выразить свое отношение к чему-либо. "Нравится и все" - это единственный высказываемый ими аргумент. Интересно, что 65% таких "лаконичных" подростков относятся к телевизионным фанатам, которые смотрят телевизор более трех часов ежедневно.

Судя по ответам десятиклассниц, 40% из них беззаветно доверяют ток-шоу, черпая в них жизненный опыт, 15% девушек считают, что ток-шоу помогают им разобраться в себе, 25% девушек объяснились в любви к ведущему. Юношей-десятиклассников уже не так привлекают эпатаж и скандальность , как девятиклассников (25%).

Итак, совершенно очевидно, что мальчики и девочки воспринимают ток-шоу по-разному. Юноши из 9-го класса находят интерес в насмешках, грубых остротах, а в 10-м классе они уже смеются над сюжетом самой передачи, то есть воспринимают информацию более критически.

Большинство девочек принимают ток-шоу всерьез, с возрастом количество доверчивых зрительниц снижается, но все равно остается еще немало желающих поучиться на ошибках виртуальных героев. Значительной части опрошенных девушек ток-шоу заменяют мелодрамы. Кроме того, популярность самого глупого ток-шоу у девочек резко возрастает, если его ведущий - обаятельный и привлекательный. Девочки охотно тратят свое время, чтобы лишний раз взглянуть на кумира. И, как следствие, у них пропадает критическое отношение к самой передаче. Из всех бездумно смотрящих ток-шоу (25-33% опрашиваемых) более 50% смотрят телевизор свыше трех часов в день.

Теперь попытаемся разобраться с тем, что подросткам не нравится в ток-шоу и почему. 23% девушек-девятиклассниц "не кинули ни одного камня" в сторону ток-шоу. На вопрос: "Что вам не нравится в ток-шоу?" они ответили: "А ничего" или не ответили вовсе. Именно эти 23% смотрят все ток-шоу с превеликим интересом и проводят более трех часов в день в компании с голубым экраном. Показательно, что 90% девушек из тех, кто на вопрос: "Что вам не нравится в ток-шоу?" ответили: "Потому что не нравится", и 70% юношей, которые тоже не смогли объяснить свое отношение к ток-шоу, смотрят телевизор более трех часов в день. Из всего вышесказанного следует: "телевизионные тяжеловесы" теряют способность к аналитическому мышлению и критическому восприятию информации. 22% девушек совсем не смотрят ток-шоу потому, что "там все наиграно и фальшиво". Среди юношей таких же взглядов придерживаются 30%.

Юноши всех возрастов настроены более скептически, чем их ровесницы, им не нравится ложь, они лучше распознают фальшь. А вот девушки наивнее. Хотя многие из девушек, которые согласны с тем, что в ток-шоу играют "подсадные утки", считают, что моделируемая ситуация всегда реальна и "артисты воспроизводят ситуацию, которая часто встречается в жизни, и это полезно - можно научиться многому". 20% девушек не любят ток-шоу по той причине, что в их жизни есть более интересные вещи и им жаль тратить время попусту. Жалеющих об упущенном времени среди юношей не нашлось, но 15% из них не устраивает тематика ток-шоу. 20% девушек и 9% юношей не хотят забивать голову чужими проблемами. Сей факт свидетельствует о том, что у девушек любопытства к жизни меньше, чем у юношей.

Агрессивность и пошлость героев и ведущих ток-шоу возмутила 15% девушек, а вот среди юношей таковых не нашлось совсем. И вообще, против агрессии и вульгарности, судя по опросу, выступают только девушки, причем с возрастом противниц ненормативной лексики и грубых шуток становится почти в два раза больше.

По данным социологических опросов, рейтинг ток-шоу среди подростков выше, чем у взрослого населения, причем, как мы показали, он уменьшается в процессе взросления. Больше всего времени на просмотр ток-шоу тратят учащиеся 9-х классов. Юноши и девушки отдают предпочтения разным передачам, но предпочтения эти с возрастом меняются.

По мере взросления юноши и девушки начинают осознавать, какой вред интеллекту приносит многочасовое сидение у телевизора, и увеличивается число тех молодых людей, которые мало смотрят телевизор и активно протестуют против существующих ток-шоу. Но все равно потребность в передачах такого типа в подростковой среде очень велика. Просто молодежи нужны новые ток-шоу более высокого качественного уровня и в то же время интересные для подростков. Сейчас мы с моим научным руководителем, психологом лицея № 42 Розой Айтмагамбетовной Алисовой, заняты разработкой концепции такой молодежной передачи.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Конкурс "Школа"»