Город: от фантастики к реальности

Татьяна Зимина

Как мы будем перемещаться по городу, какими станут магазины, кафе, как меняется взаимодействие горожан с администрацией и в какой среде нам предстоит жить уже в недалёком будущем? Узнать об этом можно было на урбанистическом форуме (Moscow Urban Forum 2018) «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни», состоявшемся в июле на территории московского парка «Зарядье».

2018 год стал началом «второй эпохи» умных городов. На этом этапе разработчики новых технологий ориентируются на потребности конкретного города. Иллюстрация: McKinsey&Company.
Беспилотное такси самостоятельно прошло 99% пути от Москвы до Казани. Фото: Яндекс.
Недалёк тот день, когда контейнеры для раздельного сбора мусора появятся у нас всюду. Фото: irinabal18/ru.depositphotos.com.

Самый умный город

Москва, согласно исследованиям, проведённым McKinsey&Company, входит в число городов-лидеров по использованию умных решений. Опросы провели в 50 городах, однако для углублённого анализа аналитики отобрали 15 ведущих городов мира. Исследователи оценивали, насколько широко горожане используют умные решения. Мегаполисы, в которых коэффициент использования цифровых технологий превышает 30%, были признаны лидерами; помимо Москвы ими оказались Шанхай, Дубай, Гонконг, Мехико, Сан-Паулу, Сеул, Сингапур и Нью-Йорк. Абсолютным лидером стал Шанхай с долей пользователей умных решений (среди взрослого населения) 52%. Любопытно, что абсолютным аутсайдером оказался Токио, в котором такая доля составляет всего 15%.


Наиболее подробный анализ исследователи провели для девяти сервисов, по которым уже накоплено достаточно данных для отдельных городов. Это заказ такси онлайн, электронные госуслуги и электронная регистратура поликлиник, система велопроката, приложения для сдачи жилья в аренду и для парковки, каршеринг, город в социальных сетях, инструменты гражданской активности. Всего же рассматривали 21 решение для населения. Эти решения должны быть широко внедрены до 2025 года (см. также «Наука и жизнь» № 8, 2018 г., статья «Умный город»: от концепции к воплощению»).

Авторы исследования отмечают, что уровень использования наиболее популярных умных технологий — разнообразных транспортных решений и электронных гос-услуг — во многих городах уже перевалил за 70%. Например, электронные сервисы заказа такси, появившиеся всего 3—6 лет назад, стали очень востребованными. Наиболее часто этими услугами пользуются в Москве и Сингапуре. В целом (по 15 городам) информацию о транспорте в режиме реального времени используют 60% жителей. А вот без велопроката уже не обходится 80% населения Шанхая, в других же мегаполисах его использование составляет менее 30%.


Популярный сервис у москвичей — поиск медицинских услуг и врачей через систему ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы). Им пользуются более 50% горожан. Такая распространённость технологии отмечена ещё лишь в Париже, во всех же остальных городах, участвовавших в исследовании, она востребована у менее 30% жителей.

Москва также лидирует в использовании инструментов вовлечения горожан в различные инициативы. Например, на платформе для голосования «Активный гражданин» зарегистрировано 2,1 млн пользователей, а на платформе, где можно сообщать о местных проблемах («Наш город»), — 1,2 млн человек. Для сравнения: в Сеуле приложение для голосования установили 110 тыс. человек и приложение для информирования о проблемах — 500 тыс.

Кто же более всего использует умные решения? Оказывается, для подобной активности наибольшее значение имеет возраст. При снижении среднего возраста населения всего на два года популярность умных решений в городе возрастает на один процентный пункт. Другие важные факторы — климат, плотность населения, уровень дохода, уровень автомобилизации и обеспеченность общественным транспортом. Востребованность умных решений зависит и от того, насколько они соответствуют социальным и культурным особенностям региона, ну и, конечно, от активности городской администрации.

Городские автороботы

Похоже, уже в скором времени на городских улицах нам не избежать встречи с автомобилями-беспилотниками. У идеи выведения на улицы наших городов транспорта без водителей есть сторонники и противники, а у самих технологий — плюсы и минусы. И для массового появления автотранспорта без водителей многого не хватает. Как признался руководитель департамента транспорта города Москвы Максим Ликсутов, нет соответствующей инфраструктуры, правовой основы и стандартов: на каких волнах работать передатчикам светофоров, какие использовать датчики в авто и т. д. Тем не менее Соглашение о сотрудничестве с Москвой в этой сфере подписали автомобильная корпорация КамАЗ, Государственный научный центр РФ ФГУП «НАМИ», ООО «Яндекс», ООО «УК “Группа ГАЗ”». КамАЗ уже разработал технологию автомобиля-беспилотника для использования в закрытых зонах, работает над созданием карьерного беспилотного самосвала. В Казани во время чемпионата мира по футболу в 2018 году был запущен проект «Шаттл», подразумевавший движение беспилотников по выделенным полосам. Следующий шаг — введение беспилотного общественного транспорта, запланированное на 2020-е годы.


В ООО «Яндекс» соответствующие разработки начали в 2016 году. По словам представителя компании, в прошедшую зиму успешно прошли испытания беспилотного такси, а в июле 2018-го автомобиль в беспилотном режиме проехал 789 км — из Москвы до Казани, и лишь 1% пути во время сильных дождей им управлял инженер-испытатель.

Между тем в мире уже есть примеры активного использования беспилотников. В Бостоне (США) такси-электромобили появились на улицах в январе 2018 года. «Через 12 месяцев после первого выхода на улицы города беспилотные такси стали пользоваться массовым спросом, и это теперь реальность в Бостоне», — рассказал представитель компании BCG Николас Ланг.

Конечно, технологии для беспилотных поездок требуют совершенствования. Так, пока не хватает высокоточных карт, которые должны иметь разрешение 10 см. И сейчас речь идёт о движении беспилотного транспорта по выделенным полосам — сначала это будет общественный транспорт, но постепенно в мегаполисах, возможно, запретят движение частных автомобилей, которых заменят роботакси. «Переход к беспилотникам произойдёт эволюционным путём. Появится смешанный поток, что требует массового применения технологий искусственного интеллекта в системах автономного вождения. То есть автомобилю нужен мозг, антропоморфная система, способная обеспечить стопроцентную безопасность», — сказала Ольга Ускова, президент ГК «Когнитивные технологии». Она отметила, что у трёх производителей в 2019 году появятся автомобили, которые уже смогут осуществлять беспилотное управление в пробках.

Полное исчезновение управляемых людьми автомобилей ожидают лет через 30.

Школьник под электронным прицелом

Организации образования в умном городе тоже грозит перестройка. Не сегодня-завтра всякий школьник, вышедший из дому, окажется под неусыпным электронным контролем. Как это будет выглядеть? Ученик вошёл в школу, и его планшет тут же передаёт соответствующее смс-оповещение родителям. Если же такое оповещение не приходит, автоматически запускается протокол безопасности. Школьнику, решившему поесть во время перемены, придётся в школьном буфете приложить к специальному считывателю свою электронную карточку, в которой зашифровано, что он может купить, а что нет. Тут уж вряд ли удастся «несанкционированно» попить пепси-колы.

А что же на уроках? В планшеты учеников загружены 800 учебников, а учителей — 3200 уроков, но в классе откроются именно нужный урок и нужный учебник. Словом, ни учителю, ни ученику не надо таскать килограммы бумаги. Тесты на проверку знаний тоже осуществляются через гаджет, учитель тут же выставляет электронную оценку, которую сразу смогут увидеть родители. Директор школы «видит» весь образовательный процесс во вверенной ему школе. Всё это предусматривает умная система, разработанная компанией AVILEX в рамках проекта «Московская электронная школа». Помимо программного обеспечения для системы требуется несложная инфраструктура: Wi-Fi, ноутбуки (планшеты), видеокамеры, многофункциональные интерактивные панели с сенсорным экраном (вместо обычной школьной доски). По словам представителя компании Сергея Урядова, умная система контролирует уже 22 000 классов и 160 московских школ.

Смартфон вместо кассы

В городских магазинах могут всюду исчезнуть кассиры вместе с кассовыми аппаратами. Покупатель сам с помощью смартфона отсканирует штрих-коды своих покупок, умное приложение просуммирует их стоимость, причём не забудет и о скидках, и спишет соответствующую сумму с банковской карты покупателя. Подобное приложение, как рассказал Олег Клепиковский, операционный директор компании-разработчика Scan To Buy, позволит покупателю избежать очередей, а ретейлерам — уменьшить издержки на кассовые аппараты, повысить пропускную способность магазина. Если в приложение заранее закачать список продуктов, которые надо купить, то при их сканировании они автоматически вычёркиваются из списка и покупатель не забудет купить всё, что ему нужно. Постепенно программа формирует модель персонифицированного потребления. Подобное приложение годится и для использования на автозаправках: водитель при этом может вообще не покидать автомобиль.

Пилотный проект организации торговли с умными смартфонами уже запущен в Самаре.

Кругооборот мусора в мегаполисе

Много ли мы мусорим? В Москве ежегодно образуется примерно семь миллионов тонн отходов. При этом в конце 2017 года в городе работали лишь три мусороперерабатывающих завода. Остальное — всё, что они не переработают, — складируется на свалках с формированием зловонных гор. Страдают почва, грунтовые воды, люди, да и весь биоценоз. Очевидно, что-то надо менять. Этим «что-то» стала концепция «циркулярной экономики», суть которой — круговой цикл использования продукции. Постепенный переход к ней означает, что отходы начинаем сортировать, сжигать, предварительно извлекая из них всё ценное, пускать в оборот, то есть использовать повторно, перерабатывать — в картон, древесно-стружечный материал, в топливо (биогаз), вырабатывать с его помощью электричество, делать из органики удобрения и грамотно захоранивать. Технологии есть, осталось создать инфраструктуру и научиться стимулировать жителей. Примеры? Амстердам: город утилизирует не только свой мусор, но импортирует его из Великобритании и Германии, извлекает из него ценное сырьё, перерабатывает и получает прибыль. В программе участвуют порядка 100 компаний и несколько университетов. Причём городу эта «мусорная» деятельность настолько выгодна, что, например, покупатель, отказавшийся в магазине от пластикового пакета, получает вознаграждение в размере 10 центов. Кстати, похожей тактики придерживается одна известная производственно-торговая группа компаний, которая продаёт постельное бельё со скидкой 15% всем, кто принёс и сдал старое. А из своих отходов компания производит новые товары, что даёт прибыль 30 млн евро в год.


Что же касается Московского региона, то, как сообщил генеральный директор компании «РТ-Инвест», дочерней структуры Госкорпорации «Ростех», Андрей Шипелов, начать придётся с рекультивации свалок, что, по оценкам, займёт не один год. Одновременно вводится оборот тары и начинается строительство заводов по термической переработке отходов, первый из которых должен заработать в Воскресенске (Московская область) в 2021 году. От твёрдых коммунальных отходов будет отделяться органика для переработки в компост, а часть с ценными фракциями — отправляться во вторичный оборот.

Другие статьи из рубрики «Проблемы большого города»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее