Недостаток кислорода избавит от посттравматического расстройства

Татьяна Зимина

Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) часто развивается после пережитой психологической травмы, полученной в ходе военных действий, при техногенных или природных катастрофах, физических травмах. Признаки посттравматического стрессового расстройства — это высокий уровень тревожности, непроизвольные воспоминания о психотравмирующей ситуации, вызывающие состояние стресса. Причём симптомы ПТСР сохраняются в течение длительного времени и плохо лечатся лекарствами.

Лабораторные крысы — участники эксперимента, показавшего положительное влияние на организм гипоксических тренировок. Фото Вадима Цейликмана.

Сотрудники Южно-Уральского государственного университета предложили лечить синдром с помощью умеренных гипоксических тренировок или временного нахождения пациента в условиях со сниженным содержанием кислорода. Человека или животное помещают на ограниченное время в особые барокамеры, в которых контролируется содержание кислорода. Нахождение в таких условиях приводит к снижению парциального давления кислорода в крови, то есть появляется гипоксия. По словам доктора биологических наук, профессора Вадима Цейликмана, организм переносит гипоксическую тренировку без резкого дискомфорта. А умеренные гипоксические тренировки могут активировать защитные резервы организма.

Новый способ лечения ПТСР экспериментально проверили на крысах — у животных наблюдали положительную динамику течения болезни. Как пояснил Вадим Цейликман, синдром посттравматического стрессового расстройства сопровождается не только нарушением психического здоровья, но и повреждением внутренних органов. Так, исследователи ЮУрГУ доказали на животных связь посттравматического стрессового расстройства с надпочечниковой дисфункцией. Другими словами, последняя становится следствием синдрома ПТСР. Учёные обнаружили, что коррекция функций надпочечников улучшает поведенческий статус больного и гипоксические тренировки способствуют этому.

Мировая практика уже имеет опыт использования гипоксических тренировок при лечении других патологий и заболеваний. Особенно эффективны гипоксические тренировки при болезнях сердечно-сосудистой системы и коррекции болезни Альцгеймера.

Исследования в ЮУрГУ проводили совместно с НИИ общей патологии и патофизиологии (Москва) и НИИ морфологии человека (Москва).

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов»