Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Трудная дорога автомобиля без водителя

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «BBC Science Focus», «Economist», «Mosaic Science» и «New Scientist» (Великобритания), «Psychologie Heute» (Германия), «Discover», «Natural History», «Stanford Magazine» и «Wired» (США), «Archéologia» и «Sciences et Avenir» (Франция).

Стивен Цопф, директор Центра автомобильных исследований в Стэнфордском университете (США), четыре года назад заключил со своим приятелем пари. Приятель уверен, что к 27 мая 2024 года Цопф сможет проехать на полностью автономном и не нуждающемся в водителе автомобиле серийного выпуска от окраины до центра Лос-Анджелеса. Поспорили они не на такую уж крупную сумму: проигравший выплатит в пользу какой-либо благотворительной организации 500 долларов. За прошедшие четыре года оба спорщика продолжают поддерживать свои первоначальные утверждения и уверенность каждого в своей правоте только выросла. Причём Цопф не отвергает саму идею, он лишь убеждён, что её полная реализация займёт больше времени.

Одна из моделей беспилотного автомобиля испытывается на улицах калифорнийского городка Маунтин-Вью. Фото: Grendelkhan/Wikipedia/CC-BY-SA-4.0.

Американские футурологи предсказывают, что через 15 лет только 20% американцев будут владеть автомобилями, остальные перейдут на такси без водителя, появляющееся в нужном месте после нажатия нескольких кнопок на телефоне. Ведь бoльшую часть времени личная машина простаивает, ожидая своего владельца, пока он работает, спит, отдыхает или бродит по супермаркету. Поэтому такой, как сейчас, парк машин просто не понадобится. Количество легковых автомобилей в США упадёт с 200 млн в 2017 году до 44 млн в 2030-м. Без водителей останутся не только легковые автомобили, но и грузовики, тракторы, погрузчики, поезда, корабли, экскаваторы…

Это повлечёт за собой значительные изменения вокруг нас и в каждой семье. С одной стороны, самоуправляющиеся автомобили повысят подвижность тех, у кого она сейчас снижена: у слишком юных или слишком старых для вождения, у слепых, инвалидов, у тех, кто не может позволить себе иметь машину по материальным соображениям (поездки на самоуправляемой автомашине будут обходиться в три раза дешевле, чем на обычной). Уменьшатся пробки на дорогах, спадёт загрязнение воздуха, за счёт освобождения площадей для автостоянок расширятся зелёные насаждения в городах. С другой стороны, станет больше безработных: отпадёт необходимость в профессиональных водителях, потребуется меньше дорожных полицейских и автомехаников, специалистов других профессий, связанных с городским транспортом. Возрастёт уязвимость системы транспорта для хакеров. Предстоят серьёзные психологические трудности: видя на перекрёстке машину без водителя, пешеходы на переходе нередко начинают вести себя непредсказуемым образом, а пассажиру автоматической легковушки не всегда легко удержаться от вмешательства в процесс вождения. Психологические проблемы возникнут и у тех, кому просто нравится быть за рулём, управлять сложной современной техникой, а не быть простым пассажиром. Кроме того, «такси по вызову» нельзя индивидуализировать — украсить по своему вкусу сувенирами, игрушками, наклейками, а для многих это важно…

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Наверняка, как и в случае с любой компьютерной техникой, время от времени будут появляться мелкие и крупные неисправности или сбои программного обеспечения. Разработать программу для автоматического водителя на все случаи жизни вряд ли возможно, ведь дорога полна неожиданностей. А кого придётся штрафовать, арестовывать и судить при серьёзных происшествиях? Разработчиков программы? Производителей автомобиля? Несомненно, возникнут и другие юридические трудности.

Специалисты считают, что в «доведении до ума» самостоятельно ездящих автомобилей уже преодолено 80—90% проблем. Но остаток обещает быть самым сложным.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»