Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

Л. РЕЗАНОВ, кандидат педагогических наук, руководитель Детской академии русской культуры Центра образования "Сабурово".

В Центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы - самой большой, по европейским меркам, школе - есть Детская академия русской культуры и Музей народного декоративно-прикладного искусства имени заслуженного учителя Российской Федерации Г. А. Величкиной. Здесь ребята знакомятся с исконно русскими обычаями, ремеслами и промыслами. Любовь к родной земле учителя стараются привить детям не рассуждениями о патриотизме, а через собранные в этнографических экспедициях предметы старины, через непосредственное общение с народными мастерами.

Хотя музей существует уже пятнадцать лет, практически со дня основания школы, его официальное открытие состоялось 2 октября 2002 года после получения сертификата и присвоения статуса музея образовательного учреждения.

А началось все с частной коллекции супругов Величкиных, которую они стали собирать в 70-е годы, будучи студентами Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В ту пору Галина Андреевна и Владимир Сергеевич много путешествовали по русскому Северу, увлекались народным искусством и изучали его. Особенно любили бывать на Соловках. Говорят, кто хоть раз посетил острова Соловецкого архипелага в Белом море, заболевает таинственной "болезнью": тянет туда снова и снова. Природа здесь удивительная: кедры, березы, лиственницы, неповторимая живописная изрезанность берегов, валунные отложения вдоль моря, красивейшие озера. Недаром художники приезжают сюда на этюды. Много акварелей написали здесь и супруги Величкины, запечатлев овеянные легендами величественные сооружения Соловецкого монастыря, великолепные уголки ботанического сада, Свято-Вознесен скую церковь - маяк на горе Секирной.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Из поездок по России всякий раз привозили глиняные и деревянные игрушки, прялки, берестяные туеса, домотканые полотенца. Что-то получали в подарок от мастеров, что-то приобретали в обмен на продукты. Когда Галину Андреевну пригласили работать в Центр образования "Сабурово" заместителем директора по учебно-методической работе и преподавателем изобразительного искусства, основную часть домашней коллекции она подарила школе, чтобы изделия народных промыслов можно было использовать как наглядные пособия на уроках рисования, технологии (раньше они назывались уроками труда), дополнительных занятиях по изучению мировой художественной культуры и изобразительного искусства. (Кстати, сабуровский музей - второй по счету, созданный Галиной Андреевной, первый в начале своей педагогической деятельности она организовала в одной из школ Измайловского района Москвы.)

Сегодня в музее более полутора тысяч экспонатов. Дело Галины Андреевны, рано, к сожалению, ушедшей из жизни, продолжил ее муж. Пять лет назад, выйдя на пенсию, Владимир Сергеевич пришел работать в школу педагогом - организатором музейного дела, а также преподавателем кружков линогравюры, рисунка и дизайна, с которым он (член Союза дизайнеров Москвы) хорошо знаком.

Уже не один год при музее существует совет из инициативной группы учащихся академии. В нем есть общественный директор, экскурсоводы, ответственные за разделы экспозиции, фотограф, художники-оформители, архивариус, библиотекарь и хранители фондов. Надо видеть, как увлеченно рассказывают ребята о предметах деревенского быта, народной игрушке, крестьянских ремеслах и промыслах.

На экскурсию в музей может прийти любой человек. Вход бесплатный. Занятия здесь проводят как для своих учащихся, так и для детей из других московских школ.

В большом зале музея представлены в основном предметы быта: народные костюмы, лапти, домотканые рушники, глиняные горшки, чугунки, расписной сундук с приданым, рогачи и ухваты, маслобойки и рукомойники, веретена и челноки для ткацкого станка.

Нынешним мальчишкам и девчонкам в диковинку, что предками утюга были рубель и скалка: белье накручивали на скалку и, придерживая ее на столе одной рукой, сверху другой рукой катали рубель - деревянную доску с поперечными желобками. По соседству с этими экспонатами стоят утюги, работавшие на углях, закладываемых внутрь. Ими гладили в конце XIX - начале XX века.

А вот светец - подставка для лучины. О таком незамысловатом осветительном приборе, закрепляемом на стене, сегодня даже многие взрослые имеют смутное представление.

Один из самых ценных предметов в музее: прялка с мезенской росписью, привезенная из города Мезень. Казалось бы, вещь достаточно функциональная. Чего, мол, ее расписывать? А за этим было настроение, предпочтение художника. Возможно, эту прялку какой-то парень сделал в подарок своей девушке. Украшенная росписью вещь несла пожелание добра, успеха, счастья.

В малом зале - коллекция глиняной, деревянной, соломенной, тряпичной народной игрушки. Замечательные дымковские, филимоновские, жбанниковские свистульки и громотушки, богородские резные фигурки.

Здесь же архангельские козули - традиционные северные фигурные пряники. Их раньше вешали на рождественскую елку, а также дарили детям за исполнение колядок. Хотя в старину на Руси в каждой местности пекли свои, фирменные пряники, самыми покупаемыми в новогодние праздники всегда были рождественские козули, возами вывозимые из Архангельска по всей России. В видеотеке музея есть фильм об архангельской мастерице Руфине Федоровне Пронченковой. В прошлом году она приезжала в школу на Всероссийскую детскую открытую научно-практическую конференцию "Соловки вчера, сегодня, завтра" и проводила мастер-класс, где не только подробно рассказывала о козулях, но и показывала каждый этап их приготовления. Выпечка таких пряников была семейным занятием. Женщины замешивали на патоке тесто и готовили сахарную глазурь. Мужчины делали из узких железных полосок формы-резцы - контурные изображения животных, птиц. Расписывали пряники и стар и млад. Обычай требовал сохранять подарочные козули на счастье до следующего нового года.

В последнее время коллекция музея пополняется благодаря этнографическим экспедициям Детской академии русской культуры, которая существует в школе с 1995 года и в создании которой принимала самое деятельное участие Галина Андреевна Величкина. Серьезную поддержку этой общественной организации оказали доктор педагогических наук, профессор Тамара Яковлевна Шпикалова и руководитель Управления образования Южного округа Нина Григорьевна Минько. Юных "академиков" в школе около 200, практически каждый десятый ученик.

За восемь лет работы академия провела 23 этнографические экспедиции в самые разные уголки нашей страны. Ребята вместе с педагогами побывали в Каргопольском, Вельском, Шенкурском, Соловецком районах Архангельской области, в Новгороде и Ростове Великом, в Переславле-Залесском и Костроме, в Твери и Торжке... В каждом регионе они открывали для себя крестьянские и монастырские ремесла, знакомились со старинными обрядами и ритуалами. А еще приобретали навыки поисково-исследовательской работы.

Нередко школьникам приходилось заниматься общественно-полезным трудом, заботиться об экологическом состоянии природы в тех местах, где базировался лагерь. Например, очищать берега Плещеева озера от стекла и мусора, разгребать завалы Никитского монастыря в Переславле-Залесском, Пежемского храма в Архангельской области, работать на полях Хутынского монастыря в Новгородской области, колоть и укладывать дрова в Соловецком музее-заповеднике.

Встречаясь в экспедициях с народными мастерами, ребята записывают их воспоминания, снимают видеофильмы об их творчестве. А потом на занятиях в академии сами пробуют расписывать доски, лепить из глины игрушки, вырезать из деревянных болванок фигурки медведей, петушков и лошадок, шить лоскутные одеяла. Сделанные детскими руками изделия красуются в музее наравне с работами профессионалов. Как-то путешествуя по Малым Карелам, школьники были настолько поражены красотой Георгиевской церкви, что решили запечатлеть ее на фотопленку и зарисовать. Вернувшись домой, задумали сделать макет этой церкви из тонких деревянных реечек от жалюзи. Кропотливая работа продолжалась почти год. Теперь макет церкви экспонируется в малом зале музея.

В Детской академии отдают предпочтение тем видам народных промыслов, которые доступны, понятны детям и достаточно просты по технике исполнения. В основном это мезенская и городецкая росписи, геометрическая резьба по дереву, мелкая пластика из глины, лоскутное шитье. Что это дает ребятам? Они задумываются о том, кем стать, развивают в себе природные таланты, учатся разбираться в хитросплетении эпох, технологиях ремесел прошлого, эстетической культуре русского народа. Приобщение к народному творчеству формирует у учеников чувство национального достоинства и гордости за свою страну. С одной стороны, они соприкасаются с архаичным искусством, а с другой - без истории нельзя двигаться дальше. Иначе можно превратиться в Иванов, не помнящих родства.


Стереофото экспонатов из Музея народного декоративно-прикладного искусства.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Музей»

Детальное описание иллюстрации

В музее целая коллекция самоваров; среди них выделяется отмеченный медалями экспонат, выпущенный в конце XIX века на знаменитой самоварной фабрике владельцев Баташевых. Первые самовары, по словам экскурсовода Алексея Тележникова, ученика 8 класса, появились в России во второй половине XVIII века почти одновременно в Москве, Ярославле, Архангельске, Туле. Однако именно за Тулой - городом с давними традициями металлообработки - закрепилась слава самоварной столицы. Обычно самовар делали в 12 приемов. Когда все части были готовы, его собирали и клеймили. За месяц один мастер мог сделать 10 простых самоваров или 4-5 фигурных. Счет самоварам велся на пуды или дюжины. В 1854 году пуд самоваров стоил 17 рублей.
Для создания такого чуда, как дымковская игрушка, нужно не так уж много: груда глины, мешки с мелом, ящики с красками, молоко, коробка с яйцами. Вот почти и все, рассказывает общественный директор музея, ученица 9 класса Маша Веселова. Особенность дымковской игрушки в том, что, когда ее слепят, просушат и обожгут, разводят в молоке мел и полностью покрывают фигурку белым раствором, а по белому фону уже расписывают красками.
Мезенская роспись - самая архаичная среди всех известных в русском народном искусстве. В отличие от прочих северных росписей (ракульской, шенкурской и др.), где царствует буйство красок, здесь всего два цвета - красный и черный, а в основе узоров - условные, графические рисунки оленей, коней на тонких ножках, птиц. Они перекликаются с наскальными изображениями первобытного искусства, обнаруженными археологами у берегов Белого моря и Онежского озера. Обычно мезенской росписью украшали различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки. Промысел был чисто мужской. Красную краску получали, измельчая прибрежный мезенский камень мергель в порошок. Черную - делали из сажи. Рисунок наносили деревянной палочкой с расщепленными на конце волокнами, а потом тетеревиным пером обводили черной краской. Готовое изделие покрывали олифой, и оно приобретало красивый золотисто-желтый отлив. Каждое изображение мезенской росписи что-то означает. Спиралька, например, - пожелание добра. Семена, плоды, заключенные в ромб, - символы плодородия. Красная полоса вверху - небесная твердь, внизу - твердь земная. Олень, по верованию древних, - символ дождя, он вызывает его, цепляя рогами тучи. Конь - символ силы и солнца - каждое утро своей гривой поднимает светило на небосвод. А уточка прячет солнце на ночь в воду. Так сохраняется порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство. Сейчас, когда прялки без надобности, мезенской росписью чаще украшают разделочные доски, другую столовую утварь и даже пасхальные яйца.
Знаменитый народный промысел Нижегородского края - городецкая роспись по дереву - получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство жителей этих мест с давних времен слыли искусными ремесленниками. Край, богатый лесными угодьями, давал дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и ложек до колыбелей и прялок, украшенных легкой и прозрачной росписью. Многие хозяйки по окончании работы вешали расписное донце прялки на стену вместо картины. Городецкую роспись трудно спутать с какой-нибудь другой. Для нее характерны пышные гирлянды, букеты цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, а также сюжетные рисунки: прогулки кавалеров с дамами, лихие всадники, гарцующие на конях, процесс чаепития в богатых интерьерах, пряхи за работой, охотники в лесу и другие бытовые сценки. Раньше городецкую роспись делали яичными красками с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов, которые наносили на предмет большими цветовыми пятнами, без предваритель ного контура. В наши дни мастера используют масляную краску, цветовая гамма стала шире, но технология росписи, образы и мотивы остались такими же, как и много лет тому назад. Современные художники расписывают декоративные панно, ларцы, шкатулки, шкафчики, полочки и разделочные доски для кухни, игрушки и детскую мебель.